Как создавался первый в Казахстане автомобильный онлайн-аукцион

12611

Стартап CarFast цифровизирует отечественный рынок купли-продажи подержанных автомобилей

ФОТО: © Андрей Лунин

Основатель первого казахстанского автомобильного онлайн-аукциона CarFast 29-летний Рустам Жуаспаев понял, что его профессия будет связана с компьютерами, еще в младших классах, когда мама купила ему игровую приставку Sega – мечту мальчишек начала 2000-х, а родители его лучшего друга приобрели сыну компьютер. В обычной школе Талдыкоргана в то время информатику преподавали только в старших классах, но, увидев его неподдельный интерес к программированию, преподаватель дала настыр­ному пятикласснику книгу Visual Basic. Прочитав, Рустам сделал свою первую разработку – цифровые часы. «По-настоящему любовь к программированию мне привила учитель Наталья Владимировна Ким. Мы с товарищами занимались олимпиадным программированием, участвовали в состязаниях, а во время каникул, пока одноклассники отдыхали, решали по сотне задач в день. Это было круто, но уже в старших классах я знал, что хочу большего, чем быть простым программистом, а именно – создать собственную IT-компанию», – вспоминает собеседник.

Рустам поступил не в Омск, как планировал, а на факультет вычислительной техники Алматинского института энергетики и связи. Необходимость оплачивать обучение стимулировала к дополнительным заработкам, и уже на первом курсе они вместе с другом, буквально за пару недель освоив веб-программирование, разработали социальную сеть для сетевой компании. Молодой человек пробовал себя в разных сферах бизнеса, а в 2013 году, по окончании вуза, открыл маркетинговое диджитал-агентство. Компания достаточно уверенно чувствовала себя на растущем рынке, но бэкграунд айтишника все больше давал о себе знать. С просьбой автоматизировать офлайновые бизнес-процессы в их компаниях обращались сначала друзья, затем друзья друзей. В результате маркетинговое агентство трансформировалось в компанию по автоматизации бизнес-процессов: команда разработала CRM-системы по автоматизации продаж и по автоматизированному рекрутингу (последний проект, к слову, со временем выкупила одна из корпоративных структур).

Жесткий бизнес

«Все наши продукты помогали заказчикам решать те или иные проблемы, так возник и CarFast. Друг занимался перепродажей автомобилей, и в 2018 году, во время одной из наших встреч, я увидел, насколько это интенсивный и жесткий бизнес. Перекупщик практически ежеминутно обновляет страницы с объявлениями о продаже автомобилей, мчится на другой конец города, на протяжении всего пути не прекращая телефонного разговора с продавцом, и все это, чтобы не упустить хороший автомобиль по хорошей цене», – рассказывает предприниматель. Рустам предложил другу разработать сервис, который бы брал данные по объявлениям из открытых источников и отправлял их в Telegram-бот. Продукт сделали буквально за несколько дней, и вскоре он «пошел в народ». Тот предшественник CarFast набрал 22 тыс. активных пользователей, появились фильтры и другие функции, которые просил рынок.

Идея усовершенствовать бот появилась в прошлом году, после знакомства с российским автомобильным онлайн-­аукционом CarPrice, а после с аналогичными площадками в Европе и ОАЭ. Рассудив, что модель, успешно работающая на таких разных рынках, оправдает себя и в Казахстане, Рустам взялся за создание автомобильного онлайн-аукциона. Техническую часть проекта удалось реализовать довольно быстро. В разработку команда вкладывала собственные средства, изначально на свои деньги продавала и покупала машины, но вскоре стало очевидно, что таким путем, во-первых, не добиться быстрого масштабирования проекта, а во-вторых, офлайн-составляющая по-прежнему занимала большую часть бизнеса. Между тем главная идея проекта состояла именно в том, чтобы дать покупателям и продавцам подер­жанных авто возможность торговаться в режиме онлайн.

В привычной модели купли-продажи подержанных машин, объясняет Рустам, сложности возникают как у покупателей, так и у продавцов. Последним приходится выдерживать давление со стороны покупателя и многократно повторять одну и ту же информацию о состоянии машины. Покупателя, рассчитывающего сторговаться, также могут ждать неприятные сюрпризы: продавец откажется уступить, при осмотре на месте автомобиль не оправдает ожиданий, а вживую за один день удастся осмотреть не более нескольких вариантов. Создатели CarFast решили предупредить возникновение таких сложностей, введя ряд требований в отношении объявлений, размещаемых на ресурсе.

Во-первых, это требования к изображениям: продавцы обязательно должны сделать снимки в режиме 360 градусов, фотографии важных узлов, крыши, поддона автомобиля, подкапотного пространства, бачка антифриза, резины, салона и приборной панели в заведенном состоянии. Отсутствие какой-либо из этих фотографий повышает вероятность, что объявление не пройдет отбор. Во-вторых, по базам данных России, Казахстана и Беларуси отслеживается информация о том, не находился ли автомобиль в угоне на территории этих стран, сколько владельцев у него было, уплачен или нет утилизационный сбор.

«Сначала мы сделали чек-листы проверки автомобиля, как положено на аукционе, но потом увидели, что для покупателя главное – найти машину в хорошем состоянии и по хорошей цене. Скручен пробег или нет, они проверят сами, а базовые данные мы предоставляем, их достаточно, чтобы понять происхождение автомобиля. Если цена устраивает и продавца, и покупателя, они могут заключать сделку», – говорит предприниматель.

«Вторичка» в «цифре»

В настоящее время на CarFast в основном представлены продавцы и покупатели из числа частных лиц; услугами площадки также пользуются мелкие дилеры. По словам Рустама, на их площадке пользователи могут торговаться в режиме онлайн, но сделки пока не проводятся – основатель проекта ведет с госорганами переговоры о возможности онлайн-переоформления автомобилей. Также пока решено не вводить санкции, если одна из сторон после достижения договоренности решила отказаться от сделки. Однако в перспективе в таких случаях отказавшемуся придется уплатить штраф, как это происходит на площадках других онлайн-аукционов.

ФОТО: © Андрей Лунин

«Поскольку мы на рынке новички, нам сложно диктовать свои условия. Отчасти поэтому пока размещение на нашей площадке бесплатно и для продавца, и для покупателя. Более того, мы договорились с нашими партнерами, и если сделка проходит через CarFast, покупатель получает ряд нужных автомобилисту товаров и услуг, например полировку, мойку, шиномонтаж, техосмотр. Примерно те же бонусы достаются автовладельцу, покупающему новый автомобиль у официального дилера. Можно сказать, CarFast – это цифровой дилер, только в сегменте подержанных автомобилей», – поясняет Рустам.

В периоды кризисов рынок подержанных автомобилей растет, и сегодняшний непростой период – не исключение. Не случайно такой инструмент, как трейд-ин, за последние годы освоили практически все официальные дилеры, а в планах крупных игроков – строительство больших автоцентров, своего рода хабов по продаже авто с пробегом, предоставление покупателям подержанной машины такого же сервиса, как владельцам новой. По наблюдениям команды CarFast, за время пандемии рынок подержанных автомобилей вырос примерно в 4 раза, при этом покупатели предъявляют достаточно высокие требования как к самому авто, так и к процессу его покупки. Люди научились приобретать машины онлайн, заказывать их в других городах, ориентируясь на оценки местных экспертов, так что у онлайн-сервисов, действующих в этом сегменте, хорошие перспективы.

Собственно CarFast, в отрыве от предшествующего его появлению Telegram-бота, проект молодой – официальный запуск состоялся 1 июня нынешнего года. Поначалу, рассказывает Рустам, команда столкнулась со скептицизмом, что не помешало за первую неделю работы площадки продать 14 автомобилей – неплохой результат с точки зрения маленького дилера. Спустя полтора месяца на аукционы было подано 1460 заявок, из них одобрено 1168, на портале осуществлялось примерно две сделки в день. В настоящее время команда проекта ведет работу над новым дизайном, поскольку при работе над первой версией приоритет был отдан скорости запуска. Кредо Рустама – выпустить продукт в тот момент, когда это необходимо, не тратя время на доведение до совершенства, и, если он окажется действительно нужен рынку, после устранить мелкие недоработки. Свидетельство того, что проект будет востребован не только казахстанским рынком – планы до конца года запуститься в ОАЭ.

В начале июля пользователям CarFast стало доступно кредитование, и это подстегнуло рост сервиса. «Мы очень долго вели переговоры с финансовыми партнерами. В одном из банков сказали, что я буду их лучшим партнером, если за месяц смогу отправить 50 заявок. Мы отправили 109 заявок за первые четыре дня. В чем причина такого спроса? Думаю, в том, что на рынке автокредитования для покупателя сегодня практически нет выбора, а мы этот выбор предоставляем и к тому же не ограничиваем перечень моделей, на покупку которых можно брать кредит», – говорит собеседник.

Что касается финансирования, то недавно через основанный группой IT-предпринимателей венчурный фонд Shanyraq проект привлек инвестиции в размере $208 000 при оценке в $1 млн. Подпитку CarFast также обеспечивает еще один бизнес основателя – интернет-магазин Letostore.kz, присутствующий на казахстанских маркетплейсах и планирующий выход на Amazon. Третий проект, онлайн-склад запчастей Toyo.kz, в перспективе планируется интегрировать с CarFast. Это, с одной стороны, упростит пользователям поиск и покупку запчастей, а с другой – обес­печит прозрачность истории автомобиля в том, что касается ремонта, и, возможно, убережет будущего владельца от неприятных открытий.

В CarFast понимают, что для покупателя важны данные об автомобиле, а на непрозрачном рынке получить их трудно, в отличие, например, от той же России, где на одном из сервисов за умеренную плату можно проверить, использовали ли машину в качестве такси, была ли она в угоне, какой ремонт был произведен. В Казахстане доступа к подобным данным нет, и в этом плане две площадки, Toyo и CarFast, могут дополнить друг друга: если автовладелец купит запчасть на Toyo, а потом решит продать машину через CarFast, он без труда сможет отследить, какие детали и когда меняли на автомобиле. В совокупности с другими сведениями потенциальный покупатель получит доступ к настоящему досье, в котором будет собрана вся информация об истории эксплуатации и техническом состоянии выбранного автомобиля.

«Мы хотим сделать прозрачным рынок, который всегда находился в тени. На автомобильном рынке тоже есть большие данные, их сбор и систематизация – в интересах всех участников, включая профессиональных игроков и банковские структуры. В нашем распоряжении уже есть достаточно большая база данных, а это значит, что мы попали в растущий рынок и запустили свой проект в нужное время», – улыбается Рустам.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Как заработать на козах

Смотреть на Youtube

Данияр Алшинов: путь в мировое кино

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить