Майгарина: Открытие ресторанов в России — это большие репутационные риски

12778

Но и в Казахстане развивать сферу общественного питания становится сложнее, считает бизнесвумен

Гульбану Майгарина
Гульбану Майгарина
ФОТО: maigarina.kz

Гульбану Майгарина – основательница стремительно развивающейся сети заведений быстрого питания Lanzhou. Первое кафе на рынке Казахстана появилось в Алматы в 2018 году, а к концу 2022 года сеть разрослась до 49 заведений в четырех странах: Казахстане, Узбекистане, Таджикистане и Кыргызстане. Основная часть из них открыта по франшизе.

Открытие ресторанов в РФ: пока подождём

В интервью главному редактору сайта Forbes.kz Виктору Бурдину (в начале февраля 2022 года) предпринимательница сообщала о планах по выходу на российский рынок. На тот момент, как говорила Гульбану, подготовка к открытию точки в Казани велась полным ходом. Но во время встречи в конце декабря 2022-го выяснилось, что планы эти реализовать не удалось – в ближайшее время заведения Lanzhou в России не появятся.

– Мы планировали зайти на рынок РФ в 2023 году, но теперь я не уверена, что мы будем туда выходить. Во-первых, мы считаем, что открывать ресторан в России должен местный житель по мастер-франшизе, потому что, работая там, мы, по большому счету, ничего не сможем сделать с заработанными деньгами. Во-вторых, это большие репутационные риски: мы хотим выходить на рынки других стран, включая США, а наличие наших ресторанов в РФ может этому помешать. Не отрицаем, что желание появиться в России всё же есть – это большой и емкий рынок. Но у нас нет окончательного понимания того, что нас ждет, если мы всё-таки там откроемся. Подождем, когда геополитическая обстановка более или менее стабилизируется, – объяснила Гульбану Майгарина.

Сейчас главная цель по расширению для Lanzhou – выход на рынки США и Китая. Чтобы открыть заведения в Поднебесной, Гульбану с командой ожидают снятия всех пандемийных ограничений в стране, которые уже постепенно отменяют. Что касается Америки, то там нужны очень большие инвестиции, поэтому к выходу туда будут основательно готовиться только в 2024 году. Но партнер, готовый стать первопроходцем в США, уже есть, отмечает Майгарина.

В РК сеть охватила почти все крупные города, и теперь фокус сместился на небольшие города и регионы.

ФОТО: архив пресс-службы

Как обстоят дела в Казахстане

Гульбану Майгарина является председателем Ассоциации общественного питания РК (АОП), и, как представитель всей отрасли, уверенно заявляет: ресторанный бизнес Казахстана переживает не лучшие времена. На это есть несколько причин. Первая – инфляция.

– За 2022 год во многих ресторанах цены выросли на 50–60%, у кого-то и в два раза. И это оправданно, потому что сильно поднялись закупочные цены. Но многие посетители не понимают этого, уходят, и в итоге рестораны несут потери и вынужденно закрываются. Мы держались весь прошлый год, но в ноябре подняли цены всего на 10–12% и получили сильный негатив от клиентов. Lanzhou – это рестораны доступного питания, и даже небольшое повышение цен ощутимо сказывается на потоке клиентов. Что говорить о заведениях, где цены в меню повысились почти в два раза? Но и работать ради работы мы тоже не можем, – разводит руками собеседница.

Вторая и, пожалуй, основная причина – высокие налоги, а также измения в Налоговом кодексе РК не в лучшую для ресторанного бизнеса сторону. И у этой проблемы есть несколько вытекающих.

Первое — давление на фонд оплаты труда. В сфере общественного питания РК официально работает около 265 тысяч человек. На самом же деле, по подсчетам Майгариной, в отрасли задействовано свыше миллиона человек, ведь только в кафе и ресторанах Алматы трудятся порядка 200 тысяч. Таким образом, больше 700 тысяч казахстанцев, задействованных в общепите, работают в тени, считает она.

– Почему так происходит? Они не хотят оформляться по Трудовому кодексу, так как большая часть их зарплаты будет уходить на разные отчисления. Если же мы настаиваем на официальном трудоустройстве, то большинство кандидатов сразу отказываются работать и уходят туда, где этого не требуют. Парадокс в том, что у нас большая востребованность в таких сотрудниках, особенно в техническом персонале, и мы вынуждены соглашаться на их условия, иначе останемся без работников. Поэтому в нашей сфере вся налоговая нагрузка ложится на плечи работодателя. Если официант, условно, заработал 10 тысяч тенге, то нам он обходится в 13,5 тысячи и разницу в эти 3,5 тысячи мы платим сами, потому что если сотруднику предложить заплатить самому – он тут же уволится, – объясняет Майгарина.

Второе. Из-за повышения налогов и снижения порога по НДС до 20 тысяч МРП развивать сферу общепита становится всё сложнее. Весь 2022 год АОП требовала убрать ограничения по сроку действия налогового режима, сохранить ставку налога с оборота в размере 3% и сохранить прежний порог по НДС в 30 тысяч МРП. Также предлагалось вместо шести существующих налогов и иных обязательных платежей, удерживаемых с заработной платы работников, а это примерно 35%, установить отчисления в размере 20% от минимальной заработной платы.

– Почему мы просим оставить 3%, а розничный налог сделать бессрочным? Потому что мы сейчас платим 6% налогов с оборота, то есть с чистой прибыли мы отдаем около 85%. Если ресторан в среднем имеет в конце месяца без учета налогов около 10–12%, это значит, что ресторан хорошо работает. Когда он оплатит налоги, у него останется 5–6%. И когда нам увеличивают розничный налог до 6%, то мы остаемся с минимальной прибылью, – сетует предпринимательница. – У нас нет входящего НДС. Взять даже овощи, которые мы покупаем на рынке. Там продавцы – это в лучшем случае ИП, а они не плательщики НДС. Получается, что 80% нашей закупки – это платежи без НДС, но тем не менее мы должны платить еще 12% с оборота. Мы просили, чтобы НДС убрали с тех, у кого конечный потребитель – физическое лицо, или хотя бы убрать порог в 20 тысяч МРП. Из-за того, что государство пытается поднять сумму отчислений повышением налогов и порогом НДС, выхлопа не будет. Но если снизить налоги, но при этом всех обязать официально трудоустраивать сотрудников и пробивать каждый чек, налогов будет в три раза больше. Кроме того, мы получим корректные цифры по товарообороту и реальную статистику по рынку труда.

«Хромой» сервис

По мнению Майгариной, совокупность всех этих факторов способствует сильной текучке кадров, а это в свою очередь отражается на уровне сервиса и, как следствие, на развитии всей отрасли общепита, а также сфере туризма.

– Любой турист львиную долю своих отпускных тратит на еду и развлечения. Люди не будут приезжать туда, где нет выбора ресторанов, где нет интересных баров и прочих заведений, и особенно туда, где плохой сервис. А как поднять сервис, если люди официально не трудоустроены, они не держатся за рабочее место и не заинтересованы в повышении репутации заведения? –  задается вопросами собеседница.

По мнению Майгариной, сферу общественного питания Казахстана может вывести на достойный уровень только поддержка государства. 

– Если государство всё-таки прислушается к нам, то большую часть работников общепита получится трудоустроить официально. Тогда мы сможем в полной мере заниматься их развитием, обучением, тем самым поднимем качество обслуживания. Ведь в Казахстане много сильных рестораторов и есть интересные концепты заведений, – резюмировала Гульбану Майгарина.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Маргулан Сейсембай: о Казахстане в эпоху Токаева

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев : «Около 30% бизнеса в Казахстане не переживет коронакризис»

Смотреть на Youtube

Как казахи хотели Чингисхана «украсть»

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить