Как шведский стартап бросил вызов гегемонии Китая на аккумуляторном рынке

7228

Молодой стартап стал главной надеждой Европы в борьбе с китайскими производителями аккумуляторов при строительстве зелёной экономики

ФОТО: © unsplash.com/Michael Marais

Самат Кабдолов, и.о. председателя правления страховой компании «Евразия», рассуждает о будущем электротранспорта, перспективах и месте шведской компании Northvolt на быстрорастущем рынке литий-ионных батарей.

Светлое зелёное будущее

Борьба с изменением климата – одна из целей устойчивого развития ООН, а углеродный след вследствие человеческой жизнедеятельности принято считать основным катализатором глобального потепления. Автомобили с двигателями внутреннего сгорания (ДВС) назначили одним из основных источником выбросов диоксида углерода, из-за которого и разогревается наша планета.

Угроза глобального потепления заставила весь прогрессивный мир задуматься об уменьшении выбросов парникового газа и заняться выработкой зелёной энергетики. Основным «зелёным» столпом является использование возобновляемых источников энергии, но он бессмыслен, если вырабатываемую солнцем, ветром и водой энергию негде хранить.

В новой энергетической парадигме огромное значение имеют не только источники генерации чистой энергии, но и её последующее хранение. Сегодня мировой экономике нужны миллионы аккумуляторов – бытовых и промышленных, а завтра нужно будет ещё больше.

Самый распространённый тип аккумуляторов производится на основе лития, и за него идёт другая война. При этом добыча лития и других редкоземельных металлов наносит колоссальный экологический ущерб. Можно не упоминать фактическое отсутствие промышленных технологий утилизации литий-ионных батарей, которые миллионами выбрасывают каждый день. Так что человечество находится в самом начале пути по строительству по-настоящему чистой зелёной энергетической системы.

Основным компонентом электромобиля является батарея, именно автопром в будущем будет являться главным потребителем аккумуляторных батарей и источником альтернативных «выбросов».

Северный аккумуляторный полюс

Европа уже не является мировым центром автомобилестроения, впрочем, как и США. Центр мировой автоиндустрии перемещается в Китай, об этом свидетельствует не только количество производимых автомобилей, но и разнообразие представленных брендов, особенно в категории электротранспорта. И это неудивительно: Поднебесная является мировым лидером по производству литий-ионных батарей.

Кроме китайской CATL, крупными игроками на рынке аккумуляторов являются южнокорейская LG и японская Panasonic. Китай имеет не только собственные месторождения лития, но и контролирует его добычу в других странах мира. Поэтому перспективы европейского и американского автопрома на рынке электрокаров были несколько туманными, по крайней мере до момента, пока громко не заявил о себе один шведский стартап – Northvolt.

Я сам до недавнего времени ничего не знал об этой компании, пока к нам не попало предложение по перестрахованию трёх фабрик, в том числе строящейся. Программой покрываются имущественные риски и перерыв в производстве на несколько миллиардов евро. Такой вот шведский стартап на батарейках, который появился на свет совсем недавно – в 2017 году. При этом строительство первой фабрики началось только в конце 2019 года и совпало с пандемией, из-за чего компания забуксовала уже на старте. Мы применяем андеррайтинг для рисков зелёной экономики, и Northvolt, безусловно, относится к их числу.

Кстати, поставки лития для производства аккумуляторов на шведских фабриках осуществляют с месторождений далёкой Австралии.

При общей оценке, на $20 млрд крупными инвесторами и акционерами Northvolt являются Goldman Sachs, Volkswagen, BMW, Baillie Gifford, а также ряд пенсионных фондов. Глобальные хедж-фонды выстроились в очередь и обхаживают шведский стартап, чтобы стать частью этой большой и красивой истории, которая в перспективе, несомненно, поможет хорошо заработать на выходе. На месте розничных инвесторов, находящихся в поиске интересных IPO, я бы поставил Northvolt на карандаш. И это не инвестиционная рекомендация.

Перед шведами стоит архисложная задача – составить конкуренцию китайским производителям аккумуляторов, которые сейчас доминируют в отрасли. И, по всей видимости, у Northvolt это получается: в портфеле уже есть твёрдые заказы от Scania, BMW и Audi. Среди клиентов не только автопроизводители, но и промышленные гиганты из Европы, такие как Siemens, ABB, Vattenfall. Общая книга заказов уже превышает €50 млрд.

Нужно больше ресурсов

Northvolt, как и многие молодые компании, испытывает проблемы роста, связанные с необходимостью быстрого развёртывания и налаживания производства. Сейчас компания находится на распутье, и дело далеко не в деньгах. Northvolt до сих пор не определилась с тем, где будет строить новое производство – в Германии или США. Это притом, что уже совсем скоро будет начато строительство гигафабрики в Гётеборге совместно с Volvo, параллельно продолжается расширение производственных мощностей не первой фабрике в Шеллефтео (это глухая провинция на северо-востоке Швеции). Причиной дилеммы стал размер государственных субсидий – и в США, и в Европе хотят ускорить отказ от автомобилей с ДВС, поэтому правительства идут ва-банк в борьбе за перспективного производителя. Кроме того, Volkswagen, один из крупнейших инвесторов Northvolt, решил сначала запустить завод по производству электрокаров в Канаде, а не в Европе, как было запланировано ранее.

Для агрессивного роста и реализации амбициозных планов по экспансии на рынке аккумуляторов нужны деньги, и немало. Шведы ведут переговоры с рядом банков о привлечении дополнительных $5 млрд, притом что уже сейчас общая сумма привлечённого финансирования, в том числе долгового, составляет $8 млрд. Это свидетельствует о большом доверии со стороны инвесторов и их вере в будущий успех всего предприятия. Вероятно, Northvolt не испытывает трудности с привлечением нового финансирования, а выторговывает наилучшие для себя условия. Далеко не каждая компания, ещё и на старте, находится в таком привилегированном положении, инвесторов можно только поздравить с удачной инвестицией.

У Northvolt есть миссия – дать миру более чистую зелёную энергию, ещё труднее на этом пути потеснить китайских производителей. И, пожалуй, такая геополитическая задача куда важнее для правительств США и стран Евросоюза. Northvolt стал единым кандидатом от Старого и Нового света в борьбе за бурно растущий рынок электромобилей.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как построить бизнес в Казахстане без агашек

Смотреть на Youtube

Берик Каниев: Мы не можем всю жизнь быть сырьевой страной

Смотреть на Youtube

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить