На правах рекламы

Mastercard: вчера, сегодня, завтра

7131

Генеральный директор Mastercard в Казахстане Рафал Трэпка рассказал о том, что сделала компания за 10 лет в Казахстане и о перспективах развития индустрии

Рафал Трэпка
Рафал Трэпка
ФОТО: архив пресс-службы

Г-н Трэпка, какие проекты стали для компании наиболее яркими за прошедшие 10 лет?

- В Казахстане Mastercard начала свою деятельность в середине 90-х годов, а в 2012 году компания открыла офис в Алматы. Изначально наш бизнес был связан с платежными картами. Они и сегодня остаются основным продуктом для Mastercard. Вместе с тем за 10 лет мы вместе с разными партнёрами внедрили в Казахстане много интересных технологий. Например, технологию Contactless, когда стало возможным прикладывать карту к терминалу вместо того, чтобы вставлять в него карту и вводить PIN-код. Крупным проектом по бесконтактным платежам стала оплата проезда в алматинском метрополитене в 2015 году. Технология позволяет проходить в метро очень быстро, без использования других способов оплаты.

На этой основе мы пошли дальше и стали развивать бесконтактные платежи, но уже в форме кошельков. Используя возможности глобальной компании, Mastercard помог внедрить на рынке много уникальных технологий, таких как Apple Pay, Samsung Pay и Google Pay. Это были важные шаги, направленные на то, чтобы дать клиентам возможность расплачиваться в удобном и безопасном формате, что является фундаментом подхода Mastercard к платежам.

За 10 лет мы наладили сотрудничество с МСБ не только по платежам, но и в том, чтобы помочь МСБ стать активными участниками электронной коммерции – продавать продукты и услуги онлайн, причем не только в Казахстане, но и за рубежом. Для офлайн-торговли мы активно продвигали и продвигаем в Казахстане технологию Tap on Phone. Наше приложение в смартфоне делает его полноценным POS-терминалом по приему бесконтактных платежей.

За десять лет официального представительства в Казахстане мы выросли до большого спектра продуктов премиального сегмента: страхования, консьерж-сервиса, консалтинга – как для розницы, так и для бизнеса. Конечно, за время пандемии предложения немного видоизменились, все ощутили фокус на онлайн-взаимодействие. И сейчас мы видим стабильный рост во всех направлениях бизнеса.

Расскажите подробнее, что сейчас делает Mastercard для бизнеса, для развития образования и туризма в Казахстане?

- Здесь я могу отметить, что наше сотрудничество с отраслевыми министерствами Казахстана приносит отличные плоды. С Министерством торговли и интеграции мы начали сотрудничать несколько лет назад и вместе продвигали Школу электронной коммерции для МСБ – ecommerce.jumysbar.kz. Многие индивидуальные предприниматели не знают, как сделать продающий сайт, как прикрутить онлайн-оплату, продвигать свои услуги в интернете, однако это именно то, что нужно, чтобы помочь малому бизнесу начать работать в онлайне. Мы считаем, что программа может быть использована для более широкой аудитории. Например, для молодежи, которая с помощью этой инициативы сможет начать свое собственное дело и заложить фундамент для успешного будущего. Недавно мы подписали меморандум с Министерством науки и высшего образования для подключения студентов к платформе jumysbar.kz.

И конечно, я хотел бы упомянуть нашу программу обучения Girls4Tech для детей 8-12 лет, которая рассказывает о технологиях и кибербезопасности, чтобы сформировать у них представление, как это работает, повысить их интерес к теме, и, возможно, в будущем они захотят сделать технологии своей профессией. Недавно был сделан перевод учебных материалов на казахский язык.

По туризму мы двигаемся в нескольких направлениях. Пользуясь доступом к мировым технологиям, Mastercard помогает создавать условия для расширения въездного туризма, делая его комфортным для иностранцев. Сразу же после прилета туристы могут провести привычные операции с деньгами через бесшовные и безопасные технологии Mastercard. Это показывает впервые приезжающим людям, что Казахстан мало чем отличается от других стран в плане доступа к финансовым услугам и комфорта посещения. Важное туристическое решение – платформа Tourism Insights по привлечению въездных туристов. Она использует современные технологии работы с большими данными и предоставляет целевую аналитику, связанную с въездным туризмом.

Конечно, есть и точечные и практические туристические проекты – например, это Шымбулак, где мы реализовали ряд интересных задач.

Как Mastercard трансформируется из платежной системы в компанию инновационных сервисов?

- В ближайшие 10-15 лет наша стратегия предполагает мультинаправленность. Так как мы специализируемся на платежных технологиях, они остаются нашей основной сферой деятельности. Сейчас суть платежей заключается в предложении клиенту свободы выбора: как и чем расплачиваться. Держателям карт все равно, платят они по карте, счету или другим способом. Мы хотим дать нашим партнерам, будь то банки или ретейлеры, возможность создавать уникальный платежный опыт для клиентов. К примеру, у клиента на счету могут быть разные валюты и криптоактивы. Мы предлагаем ему мгновенные, бесшовные и безопасные конвертацию и платеж в любой точке мира.

10 лет назад мы приняли стратегию диверсификации бизнеса и стали создавать услуги с добавленной стоимостью, связанные с основным платежным бизнесом. Диверсификация, во-первых, связана с тем, кого и как мы обслуживаем. Исторически нашими главными партнерами были банки. Сегодня число партнеров расширилось до государственных органов, финтехов, технологических компаний, торговых предприятий, розничных продавцов и др. Мы создали мощную платежную экосистему. Другая сторона диверсификации заключается в том, как мы это делаем. Расширение спектра услуг происходит не только за счет развития внутренних проектов, но и в том числе за счет приобретения финтехкомпаний, развития продуктов лояльности, кибербезопасности, консалтинга, проведения исследований, аналитики. Это добавленная стоимость к платежам как таковым и к потребительскому опыту.

Исходя из задач трансформации, на каких основных направлениях сейчас сосредоточен Mastercard в Казахстане?

- На ежедневной основе мы помогаем главным партнерам – банкам развивать многорельсовые потребительские решения. Очень быстро появляются новые функционалы и формируются новые сегменты потребителей. Раньше можно было говорить о массовом сегменте, сейчас больше – о чисто зарплатных и пенсионных проектах, проектах для молодежи и детей. Банки стремятся развивать дополнительные сервисы перевода денег и платежей. Мы помогаем им обеспечить эти решения, предлагая гибкую настройку способов оплаты и переводов.

В долгосрочном плане мы фокусируемся на платежах и продуктах в масштабах страны и взаимодействии по их реализации с государственными органами. Речь идет о трансграничных переводах, системе мгновенных платежей, цифровом тенге и open-банкинге. Наша цель – в сотрудничестве с Национальным банком «приземлить» эти сервисы в Казахстане. А также соединять новые технологии, чтобы технологии, созданные в Казахстане, работали бы в других странах. Кроме того, мы ориентированы на развитие в Казахстане решений по кибербезопасности. Использование биометрии для подтверждения личности уже работает во многих странах и, насколько я знаю, позитивно воспринимается в Казахстане: согласно нашим исследованиям, 30% опрошенных в Казахстане полностью его поддерживают.

Если говорить именно о трендах, то, конечно же, мы работаем с таким мощным трендом, как криптовалюты. Казахстанское законодательство позволяет пилотировать и тестировать криптопроекты, и этим уже воспользовались отдельные казахстанские банки.

И конечно, Mastercard активно двигается в русле ESG. Мы сами придерживаемся этих принципов, например, одна из наших целей – посадить 100 миллионов деревьев к 2025 году, а также помогаем партнерам развиваться в этом направлении. Мы применяем технологию Digital First, которая предполагает замену пластиковой карты токенизированной картой в смартфоне. Для тех, кому физическая карта все же нужна, мы, совместно с банками, выпускаем карты из биоразлагаемого пластика. Чтобы привлечь внимание клиентов к проблеме климата, мы разработали карбоновый калькулятор. В банковское приложение можно добавить опцию, которая показывает, какой объем диоксида углерода создает каждая покупка. Таким образом, мы учим клиентов принимать экологически взвешенные решения.

Какие изменения можно ожидать на финансовом рынке Казахстана в ближайшей перспективе?

- В ближайшее время ожидаем более быстрое развитие мгновенных платежей, цифровых финансовых активов и Open Finance, Open Banking, Open Data. Для казахстанских банков есть огромное поле деятельности и много сфер, где можно внедрять как финансовые, так и не финансовые решения и технологии. Финтехакселераторы, в том числе с нашим участием, помогают разработать новые, необходимые для рынка продукты и сервисы. Мы видим, что активно развиваются мобильные кошельки, финтехкомпании, проекты в области искусственного интеллекта, блокчейн-решения, платежные и страховые решения, платформы для инвесторов, проекты для повышения финансовой грамотности, кредитные платформы и др.

Каким вам видится платежный ландшафт Центральной Азии в ближайшем будущем?

- Мы видим благоприятный инвестиционный и деловой климат и, самое главное, возможности для бизнеса. Центральная Азия является одним из самых быстроразвивающихся рынков. Здесь активное молодое население, которое быстро адаптируется к новому и моментально осваивает технологии. Мы видим очень хорошее развитие финтехиндустрии, включая климат для создания различных финтех- и теххабов. Радует, что правительства принимают программы цифровизации, быстрыми темпами растут безналичные платежи, появляется много интересных игроков, как местных, так и глобальных, активно внедряются современные платежные технологии и инструменты, расширяется рынок электронной коммерции, развиваются мобильные кошельки и финтехкомпании, ориентированные на МСБ, реализуются проекты по повышению финансовой грамотности. Мы с большим оптимизмом смотрим в будущее и считаем, что для нас, как технологической компании в сфере платежной индустрии, есть большое поле для деятельности и сотрудничества в странах Центральной Азии.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как казахи ставят юрты в Украине

Смотреть на Youtube

Смертность от инсульта снижает казахстанский стартап

Смотреть на Youtube

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить