Мошенничество агентов автостраховщиков стоило рынку 13,4 млрд тенге

13886

Рынок автострахования в Казахстане развивается в основном за счет обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств (ОСГПО). За 11 месяцев 2014 по ОСГПО было собрано 30,7 млрд тенге, что на 8% больше аналогичного периода 2013. Начиная с 2010 средний прирост этого сегмента составил 16% – таковы данные Нацбанка РК. При этом рентабельность компаний, работающих на розничном рынке, не превышает 10%, тогда как корпоративный страховой бизнес демонстрирует сверхприбыли

Фото: © Depositphotos.com/monkeybusiness

Сегодня розничные страховые компании отдают посредникам или страховым агентам более трети вознаграждений за привлечение клиента, хотя законом этот показатель ограничен 10% для физлиц и 15% для юридических. Понятно, что эти операции происходят в «тени».

«На мой взгляд, высокие размеры агентского вознаграждения стимулируют страхователей к расторжению и дальнейшему переоформлению страховых полисов. Здесь возможны сговор между клиентом и страховым агентом либо мошенничество со стороны страхового агента, что повышает уровень коррумпированности страхового рынка», – говорит заместитель председателя правления АО «Страховая компания «Салем» Владимир Ли.

Законом РК «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев транспортных средств» определяются возможные сроки действия страхового полиса: стандартное страхование – 12 месяцев, сезонное – от шести до 12 месяцев, транзитное – не менее пяти дней. То есть если говорить о классическом страховании, то количество действующих полисов к концу года должно совпадать с числом выпущенных за данный год. Но это идеальная ситуация, когда никто не расторгает и не переоформляет документы. Агентам нужна постоянная прибыль, поэтому они предлагают полисы на короткий срок, получают комиссионные, а спустя некоторое время ведут клиента снова заключать договор. Этим грешат все больше страховых агентов.

Давно стал очевидным факт, что количество действующих страховых полисов по ОСГПО всегда меньше, чем число заключенных договоров за предыдущие 12 месяцев. Эти данные легко отследить в отчетах Нацбанка.

Начиная с 2009 отношение действующих страховых полисов к заключенным в течение года постоянно снижается. В 2013 этот показатель достиг отметки в 60%. Также сокращается размер средней страховой премии за один полис. Опуская математические действия с отчетами Нацбанка РК, можно прий­ти к выводу: средний срок страхования всех полисов уменьшается.

В некоторых страховых компаниях очень высока доля коротких страховых полисов – 25–30% от общего количества. Подразделения продаж объясняют это тем, что у страхователя недостаточно денег для покупки полной страховки на 12 месяцев, поэтому он покупает то, что дешевле.

В целом это негативно отражается на рынке, который недобирает премий. Как уже говорилось, происходит это из-за того, что сумма страховой премии становится меньше, а страховая выплата или сумма ответственности не меняется. Ведь при коротком страховании премия рассчитывается по методу pro rata temporis (лат.: «в соответствии с временем»). Однако риск остается прежним. В классическом страховании при сокращении срока страхования тариф не должен меняться пропорционально сроку. По нашим расчетам, с 2011 из-за этого страховой рынок потерял 13,4 млрд тенге премий, что соответствует полугодовой выручке рынка.

Cтраховщики обманывают себя ростом ОСГПО. На самом деле ежегодный подъем продаж связан с повышением МРП и количества страхователей. Например, на начало 2012 число действующих полисов было равно 2 349 979. Однако количество легковых автомобилей составляло 3 553 814, то есть страхованием было охвачено 66% автомобилистов. Только в 2014 году рынок достиг своего максимума в 75%.

Что делать?

Для того чтобы рынок заработал на полную мощность, необходимо предпринять ряд системных мер.

Во-первых, нужно создать институт страхового агента, который регулировался бы Национальным банком. То есть агент (посредник, оказывающий страховую услугу) для осуществления своей деятельности должен проходить аккредитацию у регулятора. Данная мера позволит определить активных и фиктивных страховых агентов, повысит качество их идентификационных данных.

Во-вторых, следует отменить ограничения по деятельности страховых агентов, а именно по размеру комиссионных вознаграждений при заключении договоров по обязательным классам страхования. Сегодня ограничения по размеру комиссии страхового агента составляют 10% для физических лиц и 15% для юридических. Но рынок сам должен регулировать этот показатель, а как это сделать, если расходы по вознаграждению скрываются в финансовой отчетности компаний?

В-третьих, неплохо было бы отменить ограничения по приему наличных денег в виде страховых премий по заключенным договорам по обязательным классам страхования.

В-четвертых, необходимо оценить платежеспособность населения и учесть данный фактор при ценообразовании страховых продуктов. Если у населения нет средств для приобретения страховки, то Казахстан никогда не сможет развить рынок страхования (сегодня доля этого сектора от ВВП составляет менее 1%).

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Берик Каниев: Мы не можем всю жизнь быть сырьевой страной

Смотреть на Youtube

Китайские машины, утильсбор, льготные автокредиты

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить