Разрушая барьеры
Как создать новую корпоративную культуру после слияния компаний
Принято считать, что культурные барьеры могут нанести вред даже самой гармоничной корпоративной атмосфере. Это так: количество сделок, которые сорвались из-за различий в традициях ведения бизнеса, достаточно велико. Несмотря на это, лишь немногие компании активно работают над вопросами культурной интеграции после слияния.
Под культурой в данном случае эксперты имеют в виду ценности той или иной организации, а также определенные стандарты поведения ее сотрудников. Эти факторы играют значительную роль в стратегии развития компании.
Почему же этим вопросам уделяется так мало внимания во время и после проведения сделок по слиянию? Во-первых, само понятие культуры многим кажется чем-то расплывчатым. Большинство людей не знает, как системно изучать ее в аналитическом ключе и применять сделанные выводы на практике. Кроме того, слияние компаний, как правило, представляет собой серьезный стресс для топ-менеджеров. Поэтому многие из них предпочитают отложить второстепенные, на их взгляд, вопросы культурной совместимости на потом. Даже если кто-то из управленцев и решит уделить внимание перечисленным аспектам, то, скорее всего, сделает это поверхностно.
В общем, редкий менеджер способен кардинально изменить манеру поведения своих сотрудников. Эксперты из аналитического агентства The Boston Consulting Group изучили сотни кейсов интеграции компаний после слияния и пришли к выводу, что культурные различия часто возникают в самых неожиданных местах. Если образующееся напряжение игнорировать, то можно поставить под угрозу не только сам процесс слияния, но и эффективность компании в будущем. В помощь топ-менеджерам и владельцам бизнеса американские эксперты разработали несколько рекомендаций.
Определите, в чем заключаются культурные различия
Большинство менеджеров осознают, что поведение сотрудников отличается в разных компаниях и странах. Тем не менее управленцы вряд ли точно знают, в чем заключаются особенности той или иной корпоративной культуры и где может возникнуть взаимное недопонимание.
Представьте себе две компании по производству чистящих средств. Небольшая Clean Nation представлена только на рынке Великобритании. Вторая – Bright World – является одним из глобальных лидеров в своей сфере. Руководство обеих компаний решило, что слияние будет взаимовыгодным. При этом менеджеры проявили дальновидность и заранее позаботились о преодолении культурных барьеров.
Начав сотрудничать с Bright World, аналитики BCG сразу поняли, что менеджеры признают отличие их корпоративной культуры от традиций, сложившихся в Clean Nation. Более детальный анализ выявил характер различий. Оказалось, что лидеры Bright World ценят историю своей корпорации и обширный операционный опыт, тогда как менеджмент Clean Nation поощряет креативность и инициативу.
Кроме того, деятельность Bright World оказалась более сфокусированной на продуктах в отличие от Clean Nation, ориентированной на работу с клиентами. Подход к финансовым вопросам у двух компаний также различался.
Вполне понятно, что, не проведи Bright World и Clean Nation заблаговременный анализ своих особенностей, процесс слияния и интеграции прошел бы намного болезненнее.
Не откладывайте решение культурных проблем
Многие менеджеры спрашивают, обязательно ли заниматься вопросами культурной интеграции в процессе слияния, когда дел и так полным-полно? Ответ экспертов: да.
Во-первых, корпоративная культура лежит в основе деятельности любой компании. Ваш бизнес развился и стал привлекательным во многом благодаря сложившимся особенностям ведения дел в коллективе. Сделка грозит уничтожить уникальность этой атмосферы.
Во-вторых, в процессе слияния необходимо удержать талантливых сотрудников, которым непременно придется работать больше обычного. Увлечь их могут не только денежные или карьерные перспективы, но и вера в миссию компании.
В-третьих, если не решать вопросы культурных различий заблаговременно, то две компании могут не интегрироваться. В результате каждая из сторон будет цепляться за свое богатое прошлое, а новой идентичности так и не возникнет.
Проявите системность
Какой бы сложной ни была сделка, культурных разногласий можно избежать. Главное, утверждают эксперты BCG, принимать последовательные и осмысленные решения. Важно понимать, что на корпоративную культуру влияет множество факторов: от организационной структуры до методов оценки финансовой и оперативной эффективности.
Зарождение новой корпоративной культуры в результате слияния займет некоторое время. Начните процесс интеграции как можно скорее – еще до того, как сделка закрыта. Анализируйте стремления сотрудников и используйте любую возможность навести мосты между людьми разных культур.
Возвращайтесь к нам через 2 недели, к публикации готовится материал «Женщины-руководители в технологическом бизнесе»
Подписывайтесь на нашу страницу в Facebook