Если вы инвестируете в Казахстан, но не знаете о стране ничего, кроме Бората...

15384

То наверняка будете искать, что пишут о Казахстане не только в официальных буклетах, но и в зарубежных журналах, и каковы оценки состояния инвестклимата в стране

ФОТО: © Depositphotos.com/s_bukley

Как доказательство успеха в привлечении иностранных инвестиций правительство всегда приводит место Казахстана в рейтинге легкости ведения бизнеса Всемирного банка Doing Business. За последние десять лет страна действительно сделала серьезный прорыв среди 190 стран, поднявшись в рейтинге с 63 места в 2010 году до 25-го в 2020 году.

Рейтинг Doing Business основан на идее дерегулирования и либерализации экономики - чем меньше нормативных актов, тем выше рейтинг страны, что, по мнению Всемирного банка, увеличивает ее шансы на привлечение иностранных инвестиций. Это также способствует развитию и ускоряет экономический рост.

Среди профессиональных зарубежных оценок инвестиционного климата вы наверняка столкнетесь с докладом госдепартамента США, который для американских инвесторов ежегодно проводит оценку инвестклимата более чем 170 стран, включая Казахстан.    

В 2020 году Всемирный банк решил приостановить публикацию ежегодного рейтинга Doing Business из-за нарушений, допущенных при сборе данных. В марте же 2021 года 361 организация гражданского общества, академических кругов и независимых экспертов из 80 стран подписали открытое письмо в адрес руководства Всемирного банка с призывом положить конец рейтингам и отчетам «Ведение бизнеса».

Причиной этому авторы письма указали, что в рейтинге поощряется политика, которая усугубляет неравенство среди стран, подавляет внутренний совокупный спрос и экономическую диверсификацию в странах и тем самым подрывает легитимность государственных институтов.

Госдепартамент США в ежегодных докладах называет коррупцию, излишнюю бюрократию и произвольное правоприменение, а также высокую долю государства важнейшими проблемами и барьерами для иностранных инвесторов в Казахстане.

Аналогичные проблемы назвала ОЭСР в своем «Обзоре инвестиционной политики Казахстана 2017 года»: взяточничество, фаворитизм и другие формы несправедливого отношения к бизнесу. Кроме этого, ряд секторов в экономике остаются труднодоступными для инвесторов из-за высокой доли государства в экономике (35-40%), несмотря на активную политику либерализации рынка в последние десятилетия.  

Но, самое интересное, рейтинг Doing Business, по признанию самого Всемирного банка, не учитывает наиболее уязвимые и волнующие для бизнеса показатели, такие как коррупция, макроэкономическая стабильность, качество трудовых ресурсов, проблемы безопасности и прочность финансовых систем.

Получается, что правительство в стратегии по привлечению инвестиций практически не учитывает выводы и оценки зарубежных партнеров, довольствуясь лишь местом в рейтинге Doing Business. Скорее всего, поэтому внешняя оценка инвестклимата в стране из года в год и не меняется.

Неким подтверждением этому может стать официальная статистика, показывающая, что объемы внешних инвестиций в стране продолжают формироваться прежде всего за счет интереса к сырьевому сектору, где высокая маржинальность покрывает риски, о которых пишут в своих докладах ОЭСР и госдепартамент США.  

Базовыми отраслями для притока внешних инвестиций всегда были отрасли ГМК, среди которых наиболее предпочтительный сектор — это добыча нефти и газа.

Несмотря на все усилия правительства по привлечению внешних инвестиций в несырьевые сектора и диверсификации экономики, рынок, по-видимому, лучше определяет, куда эти средства направить. Если по объемам инвестиций лидерами остаются отрасли ГМК, то по количеству создаваемых иностранных предприятий в республике лидирует сфера торговли.

По состоянию на 2020 год 42% действующих иностранных предприятий приходятся на торговлю, в обрабатывающем секторе работают лишь 6% всех иностранных компаний.  

Нельзя сказать, что в Казахстане не выстроена работа по привлечению инвестиций. Напротив, необходимые институциональные условия для этого налажены, существует так много стратегических документов и поручений по привлечению инвестиций (см. таблицу), что многие страны позавидовали бы такому изобилию.

Однако эксперты ОЭСР в «Обзоре инвестиционной политики Казахстана 2017 года» указывают на проблему координации внутри правительственных ведомств, даже некую конкуренцию внутри госорганов и акиматов за инвестиции. Кроме того, ОЭСР отметила отсутствие систематической оценки и координации различных госпрограмм по стимулированию инвестиций.

С тех пор прошло почти четыре года, вопросы координации и единого окна были переданы в МИД РК, посольства за рубежом ведут персональную работу по привлечению инвестиций, особенно в обрабатывающие сектора. По данным МИД, в прошлом году в стране введен в эксплуатацию 41 инвестиционный проект с иностранным участием на общую сумму $1,6 млрд с созданием более 7 тысяч рабочих мест.

Поток этих цифр, отчетов и достижений от многочисленных структур по привлечению внешних инвестиций либо упускает, либо уводит нас от сути следующих вопросов:

- почему мы до сих пор в погоне за самыми простыми показателями, ведь привлечь клиента, то есть иностранного инвестора, - одно, нужно его удержать, сделать лояльным клиентом, чтобы он привел других партнеров;

- сколько было создано предприятий с иностранным участием, в каких отраслях, сколько из них закрылось за последние годы и по каким причинам – такого анализа в доступе нет;

- если мы привлекаем в экономику крупную иностранную ретейл-компанию или транснациональный агрохолдинг на льготных условиях, не убиваем ли мы потенциал местных компаний – нужен и такой анализ;

- может ли правовой режим деятельности иностранных инвесторов быть более благоприятным, чем для национальных инвесторов, если да, то в каких случаях;

- почему до сих пор стоит задача привлечь иностранного инвестора любой ценой, ведь пора ставить встречные условия, чтобы инвестиции сопровождались использованием новых технологий и обучением местных кадров – необходимо переходить от количества к качеству инвестиций.

Действующая стратегия привлечения внешних инвестиций, к сожалению, сосредоточена на крупных промышленных инвесторах, которые ограничиваются отдельные проектами. Для этого механизмы господдержки в режиме ручного управления затачиваются под индивидуальные нужды крупного иностранного инвестора, реализующего штучные проекты. 

В любых условиях для инвестора, кроме экономической привлекательности рынка, первостепенно важным является юридический комфорт и сохранность инвестиций: насколько эффективно они смогут защитить свои права и вложенные средства.

Казахстану важно давать инвесторам правильные сигналы, ведь треть налоговых поступлений в государственный бюджет Казахстана приходятся именно на компании с иностранным участием. Важно и другое - качество инвестиций и учет национальных интересов.

Поэтому госресурсы не должны быть направлены только на погоню за инвестпроектами, а назначенные структуры должны анализировать ситуацию с инвестклиматом и заниматься его улучшением, чтобы потенциальный инвестор убедился, что в казахстанский рынок можно инвестировать долгосрочно, что здесь инвесторы защищены, и для этого проводятся реальные реформы, о которых пишут ОЭСР, госдепартамент США, ООН и др.

Результаты исследования Всемирного банка в «Докладе о глобальной инвестиционной конкурентоспособности», опубликованном в 2020 году, также подтверждают критичность этих тезисов.

Авторы исследования провели опрос 2400 руководителей компаний - иностранных инвесторов, в 10 странах (Бразилия, Китай, Индия, Индонезия, Малайзия, Мексика, Нигерия, Таиланд, Турция и Вьетнам), объемы инвестиций которых составил $400 млрд, и где занято порядка 1 млн сотрудников.

Инвесторы отметили (9 из 10 респондентов) следующие три фактора как наиболее существенные при принятии решения об инвестировании в страну:

- благоприятная политическая среда;

- стабильные макроэкономические условия;

- благоприятные режимы регулирования.

Согласно исследованию, ключевые элементы стабильной политической среды включают сильные институты, равные условия игры и предсказуемую политику. Макроэкономическая стабильность также имеет жизненно важное значение, поскольку она сосредоточена на реализации пруденциальной политики, обеспечении независимости центрального банка и оптимизации налогово-бюджетной политики.

Получается, правила игры для инвесторов везде одинаковы. Либо мы играем по этим правилам, либо закрываем на это глаза, довольствуясь штучными проектами, но без особых перспектив.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Казахстанские хакеры работают на НАТО?

Смотреть на Youtube

Кто даёт деньги стартаперам?

Смотреть на Youtube

Ким, Ракишев, Тасмагамбетова - в большом интервью Forbes Kazakhstan

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить