Справедливая стоимость

19308

Особенности оценки казахстанского бизнеса

Работа в сфере инвестиций нередко связана с определением справедливой стоимости бизнеса с учетом текущих реалий. Вопреки бытующему представлению, что рыночная стоимость определяется формулами, оценка рыночной стоимости всегда основана на мнении конкретного инвестора или владельца. В любом случае, независимо от того, кто занимается оценкой – участники рынка или профессиональный оценщик, определяемая ими стоимость – это всего лишь их субъективное мнение о справедливой стоимости, основанное на их ожиданиях и доступной на данный момент информации.

Справедливая стоимость – это наиболее вероятная цена, по которой бизнес может быть продан в условиях конкуренции на открытом рынке. Немаловажным условием является наличие и открытость рынка. При отсутствии рынка можно лишь предполагать возможную стоимость бизнеса, используя различные методы (доходный, сравнительный, затратный), которые отображают его справедливую стоимость, однако ни в коей мере не заменяют результатов, сформированных на открытом рынке. Примером может служить IPO Facebook, когда компанию с годовой выручкой и чистой прибылью в размере $3,7 млрд и $1 млрд соответственно оценили в $104 млрд, что при агрессивном предположении роста чистой годовой прибыли в 50% подразумевает возможность возврата вложений для инвесторов только через 10 лет. Возможной причиной такой популярности является открытость и доступность социальной сети для всех пользователей, в том числе и для потенциальных инвесторов.

Справедливая стоимость − это субъективное мнение участников рынка, которое главным образом основывается на их ожиданиях

Бывает, что собственник, который участвовал в создании и развитии бизнеса, не свободен от эмоций, влияющих на его оценку, и, зачастую его оценка отличается от оценки инвестора, нацеленного в большей степени на денежные потоки, доли на рынке и т.д.

Относительно свободный доступ к банковскому финансированию в 2000-е годы привел к тому, что казахстанский бизнес в большей степени развивался за счет банковского кредитования, в результате чего определенная доля отечественного бизнеса встретила кризис с высокой долговой нагрузкой. В таких случаях компания даже при высоких продажах может с точки зрения инвестора оцениваться ближе к нулю.

Необходимо понимать, что для разных инвесторов справедливая цена может разниться: для стратегического инвестора, как правило, справедливая цена выше, чем рыночная цена или та цена, которую предлагает финансовый инвестор, так как стратегический инвестор может закладывать дополнительную стоимость от синергии активов. Примером может служить покупка Wimm-Bill-Dann компанией PepsiCo, когда стоимость акций в рамках сделки предполагала премию к цене обыкновенных акций и АДР на момент закрытия 1 декабря 2010 года в размере 80 и 35% соответственно.

Можно проанализировать различные подходы к оценке бизнеса в разных отраслях. Для устоявшихся индустрий в Казахстане, таких как горнорудная промышленность, процесс оценки справедливой стоимости достаточно понятен и определен, так как присутствие большого количества инвесторов и компаний, а также наличие закрытых сделок на рынке создают так называемый benchmark справедливой стоимости. А в некоторых отраслях, например в транспорте, логистике, достигается определенный прогресс с учетом текущей консолидации на рынке СНГ, примером могут служить недавние покупки крупных транспортных компаний «Глобалтранс» и «НефтеТрансСервис». Однако не совсем понятен процесс оценки бизнеса в новых отраслях, таких как туризм.

Подводя итоги, понимаешь, что казахстанскому рынку нужны успешные примеры с учетом местных особенностей для лучшего взаимопонимания между инвестором, бизнесом и государством. По аналогии с азиатской моделью плана привлечения инвестиций налаженные процедуры совместной деятельности всех сторон будут способствовать достижению успеха в создании benchmark справедливой стоимости и максимизации совокупной капитализации казахстанского бизнеса в целом. Одна из планируемых к реализации программ государства – «народное IPO» – может послужить хорошей предпосылкой для развития такого взаимодействия.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана

Смотреть на Youtube

Как заработать на козах

Смотреть на Youtube

Начинали с базара: как Александр Дериглазов с братом построили империю «Меломан»

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить