Cashalot в мобильнике

9384

«Терминальный бизнес» выходит на рынок мобильных платежей

Фото: Андрей Лунин

Один из лидеров рынка платежных систем – компания MPay решила диверсифицировать свой бизнес и выйти на растущий рынок мобильной коммерции с FMCG-проектом «Мобильный Cashalot». В планах компании предложить рынку услугу, посредством которой зарабатывать сможет каждый. Основную ставку компания делает на регионы.

«Сегодня «терминальный бизнес» перенасыщен и не приносит уже своим владельцам тех прибылей, которые они имели два-три года назад», – рассказывает Александр Васильев, генеральный директор ТОО «MPay». Это связано с тем, что расходы на сервисное обслуживание, инкассацию, коммуникацию постоянно растут. Сегодня стоимость одного терминала составляет $2500, и окупается он только через два года. Поэтому, чтобы бизнес стал приносить прибыль, дилеру надо иметь не менее 100 терминалов. При таких условиях вкладываться в терминалы самообслуживания и вести этот бизнес становится практически невозможно.

Поскольку компания обладает собственным новейшим высо­ко­технологичным процессинговым центром, было решено предложить рынку простой, удобный и безопасный способ принимать платежи. «Изучив рынок, мы поняли, что самым простым способом (с точки зрения применения) будет предложить клиенту продукт, который позволит ему со своего мобильного телефона оплачивать те же услуги, что и на терминале: пополнение баланса, оплата штрафа и налогов, Интернета и телефонии, ЖКХ, услуг коммерческого ТВ и т.д.», – поясняет Виталиюс Любинас, менеджер проекта «Мобильный Cashalot».

Рынок мобильной коммерции в США к 2016 году достигнет $31 млрд по сравнению c $3 млрд в 2010 году. По прогнозам аналитиков Forrester Research, сегмент будет стремительно развиваться, однако его доля в общем объеме е-коммерции останется относительно небольшой: 7% к 2016 году.

В результате рынку был представлен проект «Мобильный Cashalot», который разработан в виде приложения, загрузив которое на мобильный телефон, поддерживающий Java-стандарт, можно принимать мобильные платежи. В случае если мобильный телефон не поддерживает gprs-соединение, по словам менеджера проекта, проводить платежи можно с помощью SMS-агента и USSD-меню. Сегодня посредством «Мобильного Cashalot» можно осуществлять прием платежей в пользу любого казахстанского оператора GSM-связи и оплачивать услуги более 70 торгово-сервисных предприятий.

Как рассказал Александр Васильев, запуск «Мобильного Cashalot» потребовал порядка $100 тыс. Основные инвестиции легли в разработку приложения, то есть в привлечение специалистов в этой области и обеспечение их всеми необходимыми инструментами. «В связи с тем что в Казахстане не так уж и много разработчиков, приходилось прибегать к хедхантингу ключевых специалис­тов и дообучению среднего звена. Также была проделана большая работа в регионах по поиску партнеров в продвижении проекта и обучение наших представителей», – говорит Васильев.

Первый запуск проекта состоялся на юге Казахстана, где «Мобильный Cashalot» оказался весьма востребованным, так как терминальная сеть там слабо представлена и очень распространены телефоны, поддерживающие Java-стандарт. При этом интерес к продукту, как отмечает Виталиюс Любинас, был как со стороны физических лиц, так и со стороны малого бизнеса, которые уже сегодня (на старте проекта) зарабатывают на SMS-балансах, осуществив незначительные вложения. Так, чтобы начать проводить платежи, необходимо зарегистрироваться в проекте. Главные требования: наличие сотового телефона и стартового пакета, в который входит карточка пополнения баланса в системе «Мобильный Cashalot», договор и краткая инструкция по использованию. Карта пополнения баланса является первоначальной инвестицией, которая зависит от ее номинала: 3 тыс. тенге, 5 тыс. тенге, 10 тыс. тенге, а средний доход за месяц – от 10 тыс. тенге и выше (в зависимости от количества платежей в день и внешней комиссии, которая устанавливается индивидуально).

Стоит отметить, что «Мобильный Cashalot» не первый проект на казахстанском рынке m-commerce с возможностью оплаты услуг при помощи мобильника. Подобных проектов несколько, в том числе Homebank от Казкома и MyPay – совместной разработки Народного банка Казахстана и компании Intervale Kazakhstan. Поскольку рынок мобильной коммерции только начинает развиваться, особой конкуренции «Мобильный Cashalot» с их стороны не ощущает. Более того, по прогнозам компании MPay, через пять лет казахстанский рынок m-commerce увеличится и его объем составит примерно 170 млрд тенге ($1,2 млрд). Это не менее 5% от розничного товарооборота и треть прогнозируемого объема e-commerce в Казахстане к 2017 году.

С учетом таких тенденций места хватит всем. Поэтому в планах компании до конца года привлечь в «Мобильный Cashalot» дополнительно 50 тыс. клиентов с общим оборотом в
3 млрд тенге.

Нарастить оборот и базу компания сможет, в частности, благодаря внедрению в самое ближайшее время мобильного кошелька с привязкой к банковской карте или к любому другому счету, который можно будет пополнять через терминальную сеть MPay, а также созданию приложений для всех существующих операционных систем (iOS, Android, Windows Phone). «Технически электронный кошелек мы уже разработали, теперь мы ждем, когда его законодательно разрешат для использования. С его запуском станет возможным расширить функционал услуг, предоставив на рынке интересные продукты», – отметил генеральный директор ТОО «MPay».

По мнению Васильева, инвестиции в эту отрасль особенно сейчас важны, потому что мобильные платежи только начинают зарождаться. И этот рынок становится интересным не только терминальщикам. «Если посмотреть на рынок России, то можно увидеть, что терминальная сеть достигла своего апогея, и теперь банки, платежные системы и операторы начинают уходить в m-commerce и писать свои мобильные приложения», – дополняет Виталиюс Любинас. В частности, в начале года МТС, «МегаФон» и «Вымпелком» решили завоевывать рынок мобильной коммерции России, который уже по итогам этого года может достичь 30 млрд рублей. Для этого они объединяют базы своих партнеров, а новых абонентов, оплачивающих услуги со счета мобильного телефона, будут подключать сообща. Казахстанским сотовым операторам рынок e-commerce также интересен. Это связано с тем, что сегодня большую часть поступлений денежных средств составляют электронные платежи, которые в случае выхода операторов на этот рынок, будут аккумулироваться внутри их биллинга. «Так, у сотового оператора Beeline 80% поступлений составляют e-payment, 15% – карты оплаты и лишь 5% – корпоративные клиенты. В компании «GSM Казахстан/Kcell» доли распределяются следующим образом: 60, 30 и 10% соответственно», – отмечает Александр Васильев.

Пока же Казахстан только осваивает рынок m-commerce, и его развитие наряду с законодательной составляющей будет сопровождаться все более активным проникновением мобильных устройств, в том числе поддержкой NFC, ростом их производительности, а также подготовкой индустрии ретейла к продажам товаров с помощью мобильных телефонов.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Как заработать на козах

Смотреть на Youtube

Маргулан Сейсембай: о Казахстане в эпоху Токаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить