Куда пойдет Kcell

8187

После успешного IPO перед компанией встают вызовы и открываются новые возможности

Фото: Андрей Лунин

В декабре прошлого года казахстанский оператор Kcell разместил акции на двух фондовых биржах – London Stock Exchange и KASE. И это довольно знаковое событие. Надо заметить, что уже несколько лет казахстанские компании не размещались на этой площадке, да и на других иностранных биржах. Но и до того это были сырьевые компании или банки. Kcell же стал первой компанией из телекома. 

В результате проведенного IPO компания привлекла $525 млн, в итоге оператор был оценен примерно в $2,1 млрд. Как сообщили в Kcell, цена продажи глобальных депозитарных расписок (GDR) на Лондонской фондовой бирже (LSE) составила $10,5 за GDR, а обыкновенных акций на Казахстанской фондовой бирже – около 1578,69 тенге за акцию. Отмечается, что в обращении сейчас находится 200 млн акций компании, в том числе в форме глобальных депозитарных расписок, из которых на двух фондовых площадках Sonera Holding B.V., дочерняя компания TeliaSonera AB, продала 50 млн простых акций (ГДР), составляющих 25% уставного капитала компании. Это было сделано по соглашению с казахстанским правительством. 

И хотя цена размещения на Лондонской фондовой бирже была по нижней границе ценового коридора, в первые же дни после начала торгов стоимость акций устойчиво росла. В самой компании это объясняют высокой рентабельностью бизнеса и очень привлекательной дивидендной политикой.

Но успешное размещение Kcell особенно интересно на фоне того, что двумя неделями ранее на LSE разместился российский «Мегафон». Это подтверждает интерес к акциям казахстанского оператора со стороны инвесторов, а также в целом демонстрирует перспективы казахстанского рынка, несмотря на то что рынки капиталов еще не восстановились и довольно волатильны.

Главный приоритет

К первичному размещению акций Kcell готовился достаточно основательно, в рамках роуд-шоу была проведена 61 встреча с более чем 170 инвесторами. Кроме этого, компания успела с 30 ноября по 11 декабря методами подписки и специализированных торгов продать инвесторам 4 876 472 акций на сумму около 7,7 млрд тенге через торговую систему KASE. Большое внимание уделялось транспарентности. К примеру, председателем совета директоров стал независимый директор Иан Рудберг. Надо сказать, что это далеко не стандартная практика.

По его словам, на сегодняшний день один из самых больших вызовов, которые стоят перед компанией и мобильными операторами всего мира, это смена бизнес-модели: переход от предоставления голосовых услуг к услугам передачи данных, использование которых продолжает стремительно расти с распространением смартфонов. Рудберг видит в этом сегменте большой потенциал роста для Kcell, с учетом того что удельный вес смартфонов в стране все еще низкий.

Как отмечает Вейсел Арал, главный исполнительный директор Kcell, именно передача данных является для компании одним из трех ключевых приоритетов в стратегии дальнейшего развития помимо сохранения лидерских позиций на рынке и высоких финансовых показателей. В связи с этим компания планирует сосредоточить основное внимание, фокус и усилия на развитии сетей 3G последней версии. 

В настоящее время казахстанский пользователь тратит около 20 Мб мобильного трафика, в то время как потребление мобильного интернета в России в среднем составляет 600 Мб на абонента. «Доходы от передачи данных на одного абонента в Казахстане составляют $0,80, в России этот показатель равняется $2,5. Потенциал развития очень большой, наша задача – создать инфраструктуру для казахстанского пользователя», – поясняет Вейсел Арал. 

С ним соглашается и Нурлан Саргаскаев, главный коммерческий директор компании. Он указывает, что на сегодня в Казахстане основным способом широкополосного доступа является IDSL, но количество пользователей ограничено в связи с недостаточной инфраструктурой. Поэтому основным трендом будет поиск интенсивных путей расширения зоны покрытия беспроводной широкополосной связи в первую очередь для передачи данных. «В этом секторе мы видим основной потенциал роста в ближайшее время», – говорит Саргаскаев.

Справка

Kcell является ведущим оператором мобильной связи в Казахстане по объему выручки и количеству абонентов. Компания функционирует с 1998 года, по состоянию на 30 сентября 2012 года она имела приблизительно 12,7 млн абонентов, что обеспечивает ей долю рынка в размере 47,7%, согласно оценке компании. По итогам 2011 года ее расчетная доля рынка по объему выручки составила 57%.

Следует отметить, что компания сделала шаги в усилении своих позиций в сегменте передачи данных еще до IPO. Так, в августе прошлого года TeliaSonera заключила условное соглашение о покупке WiMax подразделений казахстанской компании AlemCommunications, что включает в себя WiMax в шести крупнейших городах страны и частоты в диапазоне 2.5/2.6 GHz, которые можно использовать для оказания услуг мобильной передачи данных. Кроме того, TeliaSonera договорилась с Visor Group о приобретении миноритарного пакета акций в компании KazTransCom. В январе уже этого года сделки были завершены.

Согласно договоренностям TeliaSonera также получит опцион на последующее существенное увеличение доли ее косвенного участия в KazTransCom, которая владеет одной из общенациональных сетей оптоволоконной линии связи в Казахстане. Kcell также подписал пятилетний договор аренды емкости каналов широкополосной магистральной сети передачи данных с компанией KazTransCom.

Бум смартфонов

Вейсел Арал подчеркивает, что в этом году вполне возможен бум смартфонов на казахстанском рынке, чему могут способствовать дешевые смартфоны от китайских вендоров, таких как ZTE. По его словам, Kcell уже тестирует ряд моделей, по качеству сравнимых с iPhone 3GS, и ведет переговоры с ними, но реальный прорыв будет в случае, если китайские смартфоны будут стоить меньше $100. Это полностью поменяет ситуацию на рынке.

Интерес мобильного оператора в условиях, когда рынок услуг передачи данных растет как снежный ком, очевиден. Стоит отметить и то, что доступность услуг передачи данных вкупе с дешевыми девайсами обеспечат доступ к интернету куда более широкому кругу пользователей, включая жителей отдаленных населенных пунктов Казахстана. Это создает огромные возможности для Kcell не только в передаче данных, но и в запуске дополнительных продуктов – от мобильных приложений до партнерских программ.

Схожую динамику развития рынка уже можно наблюдать в некоторых африканских странах, где 3G-смартфоны от Huawei на базе Android продаются всего за $85. В Кении это привело к взрывному росту трафика и серьезным изменениям на цифровом поле. Согласно данным исследования Всемирного банка, 10%-ный рост проникновения интернета ведет к 1%-ному росту ВВП. Очевидно, что дальнейший рост проникновения в основном связывается именно с ростом мобильного интернета.

Ресурсный центр

Передача данных – это не только возможности, но и вызовы, особенно в условиях ужесточающейся конкуренции. В этом плане большую роль играет то, что Kcell является частью крупной высокотехнологичной корпорации с дочерними компаниями в самых разных странах Европы и Азии – от Дании до Непала. К примеру, TeliaSonera заключила соглашение с Ericsson на установку платформы M2M (machine-to-machine – связь между различными аппаратами), которая будет действовать на первом этапе в Скандинавских и Балтийских странах. Насколько это актуально, показывают исследования, согласно которым к 2020 году между собой будут подключены и смогут «общаться» около 50 млрд устройств – от холодильников до автомобилей.

Между тем и Kcell вносит свой вклад в общее развитие TeliaSonera. «Kcell является важной частью нашего глобального бизнеса и одной из самых успешных дочерних организаций TeliaSonera AB», – говорит Ларс Ниберг, президент и главный исполнительный директор TeliaSonera AB.

По словам Вейсела Арала, Kcell де-факто стал ресурсным центром для всех евразийских операций TeliaSonera. Так, многие топ-менеджеры различных компаний TeliaSonera в регионе выросли именно в Kcell. Теперь в компании готовят культурную трансформацию, чтобы дать новый импульс для дальнейшего развития.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Кунсулу Закарья: Биолаборатории, новый всплеск ковида и учёные без денег

Смотреть на Youtube

Как казахи хотели Чингисхана «украсть»

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить