Ozon’овая дыра

Казахстан для онлайн-мегамаркета стал первой страной за пределами России

Sean Gallup/ Getty Images News EO/ FOTOBANK.RU

Онлайн-гипермаркет Ozon вышел на рынок Казахстана, открыв собственную доставку. Это третий по величине игрок российского рынка e-commerce после Exist.ru и «Утконоса», который предлагает на своей площадке электронику, книги, музыку, видео, софт, игры, товары для дома и семьи. По предварительным данным, в 2011 году выручка онлайн-магазина составит около $175–200 млн. В 2010 году этот показатель составил 4,15 млрд руб. ($143 млн), 37% от оборота составили книги, 30% – электроника, 33% – другие категории.

Казахстан стал первой страной за пределами России, где Ozon открыл пункты выдачи заказов. О планах открыть филиалы в странах СНГ Ozon сообщал еще в 2007 году. Тогда помимо Казахстана в качестве направления экспансии называлась Украина. Учитывая масштабы игрока на российском рынке, его выход может сильно изменить расклад на казахстанском рынке e-commerce. Не исключено, что его выход даст импульс к экспансии нашего рынка e-commerce и другим российским игрокам электронной коммерции, которые пользуются сервисами Ozon по доставке в России. Не исключает выхода на наш рынок через два-три года и российский агрегатор «Викимарт».

В частности, его появление на рынке повысит конкуренцию, что, в свою очередь, спровоцирует уход интернет-магазинов, которые не имеют своих стратегий по выживанию или сильных офлайновых брендов. Ожесточение конкуренции будет происходить именно в тех сегментах, где онлайн-мегамаркет хорошо представлен – в сегменте книг. Именно на эту линейку товаров Ozon и сделал акцент на нашем рынке. Продажи книг в Ozon генерируют треть оборота компании, и, по прогнозам, рост продаж книг в 2011 году составит 21%. Если на первом этапе конкуренция развернется именно в сегменте книг, то эксперты не исключают снижения цен на книжную продукцию. В первую очередь снижение цен будет происходить в Интернете и лишь затем в офлайне. Казахстанский рынок онлайн-торговли книгами сегодня представлен большим количеством интернет-магазинов, продающих книги. По оценкам Константина Горожанкина, генерального менеджера CNP Processing GmbH, рынок сегмента Books/CDs/DVDs/Video и офисные товары составляет в $220–240 млн в годовом выражении, из которых через Интернет покупается пока не более 1,5%. В ближайшие четыре года процент интернет-покупок в этом сегменте, по его прогнозам, должен вырасти до 10%. Сказать, сколько из этого общего объема составляет рынок онлайн-торговли только книгами, эксперты затруднились, отметив, что этот рынок невелик. Но объем продаж книг, по данным Игоря Дериглазова, президента холдинга «Меломан», в 2011 году составил 30 млн тенге. Этот показатель вполне может быть удвоен, поскольку, по ранее озвученным руководством Ozon данным, после открытия пункта выдачи объемы продаж в городе увеличиваются в 2 раза.

Что же касается того, сколько книг покупают казахстанцы в Рунете и какую часть они составляют в оборотах Ozon, эксперты таких оценок не проводили.

Кроме того, преимуществом онлайн-гипермаркета перед представителями казахстанского e-commerce является служба доставки с проработанной операционно-логистической базой. И этот опыт тоже будет полезен нашему рынку. Более того, по словам Ермека Примбетова, первого заместителя председателя правления АО «Казпочта», компания не исключает возможность сотрудничества с Ozon и видит его своим потенциальным партнером по доставке по стране. Вместе с тем «Казпочта» готовит спецпредложение для интернет-магазинов – «хорошие» цены при подтверждении определенных объемов по доставке.

Но это, конечно, вопросы времени. Потому что то, как представлен Ozon сегодня на казахстанском рынке e-commerce, сложно назвать экспансией. При масштабах российского игрока это всего лишь прощупывание почвы. Например, инвестиции в проект, которые Ozon не разглашает, по мнению Камиля Курмакаева, совладельца компании «Викимарт», на данном этапе по меркам Ozon незначительные. Кроме того, сегодня у онлайн-мегамаркета в Казахстане только один партнер, который представлен одним пунктом выдачи в Астане, тремя в Алматы и курьерской доставкой в обоих городах. Для сравнения: холдинг «Меломан» имеет 65 пунктов выдачи товара в 16 городах страны. Как рассказал Михаил Морозов, менеджер проекта, дополнительно Ozon ведет переговоры еще с тремя компаниями. Он затруднился назвать количество новых партнеров – это будет напрямую зависеть от открытия пунктов выдачи в новых городах страны. Вместе с тем российский игрок на территории страны не имеет своих складов и сроки их строительства не уточняет. В результате Ozon пока проигрывает местным интернет-магазинам, и это видно в сроках и стоимости доставки.

Так, книга Уолтера Айзексона Steve Jobs, купленная на Ozon, обойдется вам в 751 рубль (стоимость книги 502 рубля плюс доставка 249 рублей), что составляет 3709 тенге, и в среднем 10 дней ожидания. Эта же книга в интернет-магазине «Меломан» стоит 3850 тенге. Доставка осуществляется от двух до пяти дней и будет бесплатной, если вы предпоч­тете забрать ее в магазине, который также является пунктом выдачи товара.

В самое ближайшее время Ozon обещает сделать специальное ценовое предложение по доставке в РК, если объем заказов увеличится. Кроме того, в планах на этот год открыть новые товарные категории для заказа, расширить сеть пунктов выдачи и возможности оплаты заказов. Сейчас казахстанцы могут расплачиваться за заказы только кредитными картами по предоплате, в ближайшем будущем планируется запуск cash on delivery.

Пока же их единственное преимущество – это библиотека, насчитывающая 735 тыс. наименований книг, но это не может быть ключевым конкурентным преимуществом.

Возвращайтесь к нам через 4 дня, к публикации готовится материал «Открыт прием заявок на участие в ренкинге TOP KZ RETAIL E-COMMERCE 2022»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
18147 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить