«Ушла эпоха». Почему закрылись супермаркеты «Рамстор»

154449

Компания работала на рынке Казахстана 22 года

ФОТО: Рамстор

24 сентября стало известно, что казахстанский рынок покидает международная сеть супермаркетов «Рамстор». Учредитель компании ТОО «Рамстор Казахстан» компания Migros Ticaret A.Ş. (Турция) на платформе Стамбульской фондовой биржи опубликовала сообщение о том, что «в соответствии с целями роста компании и стратегией сосредоточенности на рынках» была проведена переоценка розничной операционной деятельности ТОО «Рамстор Казахстан».

Как отмечается в сообщении, доля ТОО «Рамстор Казахстан» по состоянию на 1 полугодие 2020 составляет около 0,8% от консолидированных продаж Migros Ticaret A.Ş.

Компания сообщила, что ТОО «Рамстор Казахстан» продолжит свою деятельность, управляя многофункциональным комплексом «Ramstore All In» в Алматы, который составляет большую часть стоимости инвестиций в Казахстане.

«Рамстор» – супермаркеты с большой историей в Казахстане. Именно «Рамстор» задал тон и был флагманом казахстанского рынка продуктового ретейла. Когда появилась информация о закрытии сети, пользователи Казнета были неприятно шокированы и комментировали: «Ушла эпоха». Действительно, супермаркеты работали в стране с 1998, а уже в 1999 открылся «Рамстор-Самал» в Алматы. К слову, открывал торговый центр лично Нурсултан Назарбаев.

В 2011 сеть состояла из 12 магазинов в Алматы, 5 в Нур-Султане, 2 в Актау и по одному магазину в Караганде, Шымкенте, Уральске и Атырау. Торговая площадь супермаркетов составляла в целом 32 тыс. кв.м. В 2010 было открыто 10 новых магазинов.

В 2013, к открытию второй очереди ТРЦ Mega Alma-Ata, ТОО «Рамстор-Казахстан» даже открыл супермаркет Macrocenter, формат которого был рассчитан на высокий уровень инвестиций и предлагал покупателям в основном импортные товары. Но в 2018 компания закрыла его. В 2017 компания запустила первый супермаркет в формате «экспресс», в тот же год в Алматы открылся обновленный Ramstorе All In на Назарбаева (Фурманова).

О том, что послужило причиной ухода сети из Казахстана и как повлияет закрытие «Рамстора» на рынок продуктового ритейла, рассказали Forbes.kz генеральный директор консалтинговой компании Лев Тетин и президент Казахстанской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков.

Кисиков полагает, что одной из главных причин закрытия является возросшая конкуренция на рынке продуктового ретейла.

- Долгие годы «Рамстор» фактически доминировал, но за это время появилось столько новых форматов, что гипермаркету пришлось конкурировать. А что такое успешная конкуренция? Это умение меняться и подстраиваться под изменившую ситуацию, - объяснил Кисиков.

Как отметил Тетин, закрытие сети супермаркетов – это прогнозируемое событие.

- Еще 5 лет назад они начали активно искать покупателя на всю сеть. Было много переговоров и разговоров, но ни с одним покупателем так и не достигли договоренности. Думаю, что основной причиной была завышенная цена продажи. В результате управляющий состав топ-менеджеров снижал уровень ответственности и вовлеченности. Результат этого - полная стагнация и выход ретейлера с рынка. И, конечно, рост экспансии со стороны конкурентов и ценовые войны на полке усилили проблемы сети, - рассказал он.

Спикер подчеркнул, что ситуацию усугубляла постепенная потеря лояльности со стороны клиентов из-за отсутствия ряда товаров на полках.

- Еще сюда можно отнести низкую активность по открытию новых точек, снижение оборотных средств. А единичные проекты никак не повлияли на изменение ситуации, - признал он.

Впрочем, Лев Тетин полагает, что уход «Рамстора» никак не отразится на рынке Казахстана.

- Их точки уже забрали другие ретейлеры, а постоянные покупатели сети с нетерпением ждут открытия новых операторов со свежими продуктами и хорошим ассортиментом. С учетом текущей ситуации с коронокризисом и жесткой конкуренцией в сегменте новым игрокам рынок Казахстана становится неинтересен, - сказал Тетин.

Кисиков, напротив, уверен, что закрытие «Рамстора» не лучшим образом скажется на рынке.

- Уход каждого игрока – это потеря на конкурентном поле. А чем больше конкуренции на рынке, тем больше выигрывает потребитель. Уверен, что наш рынок привлекателен для иностранных инвесторов, если правильно подходить к сегменту. Пока я вижу ошибки на уровне запуска проекта (не буду называть бренды). Нужно понять, что ретейл – это целый спектр факторов, таких как логистика, поставки, цена, оборот, безопасность и многое другое, - сказал Кисиков.

Но оба спикера солидарны в одном: сегодня пример успешного функционирования сети супермаркетов показывает Magnum.

- Сегодня сеть открывает по 20-30 супермаркетов и гипермаркетов в год. Их активная экспансия и агрессивная конкурентная политика обеспечивают высокий уровень продаж и рост лояльности их клиентов, - заключил Тетин.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Доктор Хегай – о лекарствах, лоббистах и недостатках медицины Казахстана

Смотреть на Youtube

Куралай Нуркадилова: письмо Токаева, политические амбиции

Смотреть на Youtube

Режиссер «5:32» Алишер Утев о том, как коррупция убивает казахстанское кино

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить