Какими товарами казахстанские производители могут заполнить опустевшие полки России и Восточной Европы

22148

И речь не идет о сером реэкспорте или нарушении санкционных ограничений

ФОТО: pixabay.com

Онлайн-обсуждение насущных проблем ретейла прошло в конце марта — начале апреле в рамках подготовки к «Торговому конгрессу» - встрече представителей торговых сетей, дистрибьюторов и поставщиков, намеченному на июнь 2022 года в Алматы. В двух zoom-конференциях, как сообщила организатор ретейл-съездов «Мир торговли» Елена Саргалдакова, приняли участие 390 представителей 15 стран: Казахстана, России, Армении, Узбекистана, Грузии, Таджикистана, Кыргызстана, Беларуси, Франции, Литвы и т.д.

Тем для дискуссии было немало. Участники констатировали, что рост цен, дефицит товаров и снижение доходов населения ставят под удар ретейл во многих странах мира. Но поводы для оптимизма все же остаются.

- Прогнозы по ассортименту отрицательные в части сохранения его разнообразия и потребительского интереса, - отметил основатель и владелец сети супермаркетов Inmart в Казахстане Андрей Подданец, но добавил: - В плане работы торговых сетей и производителей, которые находятся на территории Казахстана и России, условия создаются, напротив, положительные для того, чтобы развиваться.

Как считает Подданец, сейчас главное для ретейла - сохранить бизнес-процессы и переформатировать сотрудничество с поставщиками, при этом снижение маржинальности для продуктовых сетей — не выход, она и так невысокая.

- Поставщик и ретейл всегда находились в неком диссонансе, а сейчас нужно координироваться и работать, - настаивает он.

Глава сети магазинов не думает, что люди станут покупать меньше продуктов.

- В нашем сегменте поток покупателей уменьшиться не должен, уменьшится корзина. Покупатель, условно, из пяти видов сыра, которые он регулярно покупал, будет покупать два, но потреблять он будет. То есть возможно уменьшение товарооборота за счёт того, что не будет продаваться лишний товар. Какие-то категории вообще могут выпасть — ничего страшного, - заверяет ретейлер.

Менеджер фуд-подразделения литовской компании Pricer Петрас Чепкаускас тоже не слишком пессимистичен. «Бизнес — как река: сколько ее камнями не закидывай, все равно течет», - говорит он.

- С европейских полок уходит товар российского и белорусского производства, и есть возможность для стран, не вовлеченных в конфликт, занять эти полки, - предложил он. - Из этих стран в Европу шла «кондитерка» советского стиля (шоколад, печенье, зефир, пряники — европейцы производят несколько другой вид кондитерских изделий), алкогольная продукция, в том числе водка, майонез. Есть запросы на чай — фасовщики чая, в том числе из Казахстана, тоже могут вызвать там интерес, так как более тяжелый, насыщенный, «едкий» чай лучше воспринимают в Восточной Европе. Плюс кое-какой текстиль и самая дешевая бытовая химия типа хозяйственного мыла - то, что в Европе не производится, но восточной части это интересно.

В связи с проблемами движения денежных средств несколько сетей пытаются наладить бартер, то есть обменивать товар на товар (например, свежую зелень - на масложировую продукцию), добавил Петрас Чепкаускас.

У Татьяны Гритнёвой, менеджера по развитию импорта российской X5 Group («Пятерочка», «Перекресток» и др.), оказалась готовая раскладка — что ретейл-гигант надеется получить от Казахстана.

- Мы сейчас активно расширяем пул поставщиков в связи с необходимостью замены ассортимента уходящих из России брендов. Например, в Казахстане нам интересны средства для гигиены и уборки, косметика, а также фреш, в том числе фрукты и овощи, безалкогольные напитки, пиво, товары категории бакалея - макароны, лапша, печенье, шоколад, вафли, сухие завтраки, корма для животных, - перечислила она.

Есть предложения товаров и в обратном направлении. В этом отношении примечателен диалог регионального менеджера по СНГ и России компании Spirit France Diffusion Бориса Кариева и Ивана Бабухадзе из Союза независимых сетей России.

- Мы мировой лидер в производстве алкоголя — кальвадос, арманьяк, ликеры и сидр. Есть ли заинтересованность в нашей продукции? - спросил Кариев.

- Проблема — логистика в Россию, и если у вас есть решения в этой части, то мы открыты, у нас есть сегмент и низкий, и средний, и премиальный, нам интересно, - ответил Бабухадзе.

- Больше интереса будет у специализированных магазинов, чем у продуктового ретейла, - дополнил коллегу Андрей Подданец и объяснил: - Некоторые сети испытывают сейчас паническую тревогу, потому что те марки, за которыми шел потребитель, могут исчезнуть.

С другой стороны, товары высокой ценовой категории рискуют потеряться на рынке. Михаил Залысин из компании Arivera, мордовского дистрибьютора «экобиоорганической» продукции, спросил совета у коллег:

- Какие перспективы есть для нас на казахстанском рынке?

Ответы оказались разными. Как считает бизнес-консультант Юлия Дмитриева, в Казахстане «сегмент растет, магазины специализированные есть, и спрос точно будет». Ей возразил Андрей Подданец.

- Часть потребителей откажутся от дорогой продукции, вам нужно скорректировать ассортимент в сторону среднего сегмента, - уверен он.

Еще один аспект затронул московский предприниматель по имени Эрнест (в профиле Zoom не было фамилии).

- Мы производим мясные полуфабрикаты — пельмени, хинкали и пр. Я полагаю, сейчас сети будут собирать продукцию мелких производителей, а потом вернутся «киты» - и нас вытолкнут, - опасается он.

Представителю МСБ ответил Андрей Подданец:

- У небольших производителей сейчас открывается очень хорошая возможность, я это как владелец сети говорю. Мелкие компании более гибкие, с ними можно договориться обо всех коммерческих моментах: цены, акции, упаковка, фасовка. Они становятся нашими «карманными» поставщиками.

Строить долгосрочные прогнозы для ретейла участники обсуждения не стали, отметив, что сейчас очевидно одно — спрос превышает предложение.

- Когда я попыталась сделать таблицу по товарам, оказалось, что нужно буквально все, и срочно, - подвела итог Елена Саргалдакова. - Запросы от наших ретейл-партнеров стали поступать с первых дней марта. Большое количество, конечно, поступало из России просьб по поиску поставщиков в странах Казахстана, Узбекистана, Кыргызстана, Армении, Грузии. Более 300 товарных категорий мы успели насчитать от 67 торговых сетей и дистрибьюторов Казахстана и России, и это еще не все. Закупщики уже сегодня готовы начать вести переговоры с новыми поставщиками и оперативно согласовать условия. Очень срочно нужны кондитерские изделия, шоколад, почти вся бакалея, снеки, соусы. Традиционно от нас ждут сезонных овощей и фруктов. Срочно нужны газированные напитки, пиво и крепкий алкоголь. И подчеркну - всё это производится в Казахстане.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ляззат Ибрагимова: Каждой семье - по квартире!

Смотреть на Youtube

Китайские машины, утильсбор, льготные автокредиты

Смотреть на Youtube

Что не так с национальной политикой Казахстана?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить