Срубленная лоза

10499

Отечественное виноделие до сих пор не восстановилось после антиалкогольной кампании 80-х и вынуждено конкурировать с более сильными странами-производителями

Казахстанское виноделие находится в упадочном состоянии уже 28 лет, с начала советской кампании по борьбе с пьянством и самогоноварением 1985 года. По мнению пожелавшего остаться неназванным специалиста Ассоциации виноделов РК, которое он высказал Forbes Kazakhstan, отрасль и ее сырьевая база – виноградарство могут прекратить свое существование в течение одного ближайшего поколения. Согласно же информации президента Союза виноделов РК Артуша Карапетяна, если площадь виноградников в республике в догорбачевский период составляла 30 тыс. гектаров, то сейчас плодоносные виноградники занимают лишь половину этой территории, обеспечивая работой примерно 15 тыс. человек. Ветеран отрасли описал ситуацию Forbes Kazakhstan следующим образом: «Эти виноградники находятся в фермерских и индивидуальных хозяйствах и вынуждены выживать самостоятельно. Они получают минимальную помощь и дотации от государства, а порой не имеют и ее». 

Главной же экономической причиной пессимизма виноделов является бурный и ничем не сдерживаемый импорт вина из-за рубежа.

Свобода импорта как приговор

Собеседник из Ассоциации виноделов утверждает, что средний рост ввоза алкогольных напитков в страну в последние пять лет колебался в пределах 15–20% ежегодно. По данным Министерства финансов, в 2010–2012 годах импорт вина составил 572 тыс., 637 тыс. и 1670 тыс. декалитров соответственно. Иными словами, это 7627, 8493 и 22 667 бутылок. Для сравнения: с 2010 по 2012 год в Казахстане было произведено 860 тыс., 853 тыс. и 700 тыс. декалитров вина соответственно. То есть 11 466, 11 373, 9333 бутылки. Основной причиной столь быстрого роста импорта стали межправительственные соглашения о свободной торговле с Молдовой и Грузией. Эти документы освободили наших партнеров от уплаты таможенных пошлин и гарантировали защиту от ограничений экспорта товаров. Второй удар для отрасли пришел вместе с введением Таможенного союза. Эксперты ассоциации считают неравными возможности каждого из участников ТС. Наши союзники стремятся защититься от наплыва спиртных напитков из-за рубежа путем ограничений в доступе на рынок для иностранных игроков. В Казахстане же обратная ситуация – алкогольный рынок свободен от количественных и качественных ограничений даже для стран, не состоящих в ТС.

Подобная свобода привлекает сюда новых поставщиков и приводит к появлению большого числа оптовых компаний со специализацией на спиртных напитках. «Любой желающий имеет возможность приехать в Казахстан и торговать здесь алкоголем, в то время как мы не можем зайти даже на российский рынок», – сетует Карапетян, семья которого владеет компанией Winnac, занимающейся производством 32 марок вина, а также крепких спиртных и безалкогольных напитков. (Здесь следует заметить, что казахстанские коньяки и вина отчасти допускаются в отдельные регионы РФ, например в Москву и Новосибирск.)

В качестве примера здоровой конкуренции эксперты приводят США. Каждый штат может иметь лишь три оптовые компании по закупу спиртного. Доступ для фирм из других штатов закрыт.

Неэффективная поддержка

Среди внутренних проблем отрасли можно выделить плохую организацию. «До недавнего времени в списке сельскохозяйственных отраслей не было виноградарства. Государство рассматривало вино исключительно как акцизный товар, фактически вверив отрасль в ведение Налогового комитета Министерства финансов. Естественно, их не интересовало положение дел в винопроизводстве», – говорит Артуш Месропович. Ситуация изменилась лишь 27 июля 2013 года, когда около 70 руководителей алкогольных предприятий встретились с членами правительства и было решено передать виноделие и виноградарские хозяйства Минсельхозу. Была принята программа развития отрасли. Уже в этом году хозяйства Южно-Казахстанской области начали получать льготные удобрения, гербициды, ГСМ.

Государственная помощь виноделию отныне оказывается безвозмездно. По данным за 2013 год, в Минфине числилось 37 винодельческих хозяйств, однако не все они пользуются поддержкой государства. Программа развития отрасли направлена на то, чтобы вернутся к показателям 70-х годов по количеству выпускаемого вина и поднять его качество. В порядке дополнительной помощи государство полностью упразднило налог на производство первичного виноматериала, выделяет по 1 млн тенге за каждый гектар посаженного винограда, не ставя перед хозяйствами никаких особых условий. Эта сумма отпускается равными час­тями на протяжении трех лет, пока на четвертый сезон виноградник не начнет плодоносить. После этого финансирование прекращается. Проблема заключается в том, что большинство действующих хозяйств имеют площадь менее 1 га и на них поддержка не распространяется. Поэтому признаков улучшения в отрасли покуда не наблюдается.

Долгое время помощь от государства, которую получали хозяйства, выражалась возмещением 40% затрат на посадку и выращивание многолетних насаждений винограда и виноградников, заложенных саженцами и по традиционной технологии, из республиканского бюджета. Бюджетные затраты не оправдались, так как количество многолетних насаждений росло, увеличивая расходы на ликвидацию изреженности винограда, обрезку запущенных кустов, ремонт и коренную реконструкцию насаждений. В итоге состояние многолетних насаждений ухудшилось: ведь программа не предусмотрела текущие затраты на поддержание растений в здоровом состоянии.

В Ассоциации виноделов РК наиболее логичным шагом дальнейшей господдержки отрасли считают 50%-ные льготы на лизинг техники, кредиты и поливную. Самое же главное, по мнению экспертов, – чтобы хозяйства могли беспрепятственно пользоваться всем этим. По словам Карапетяна, на совещании с участием премьер-министра, которое состоялось в феврале в Минсельхозе, было принято решение дать еще большие льготы фермерским хозяйствам и переработчикам. «Это нормальная практика, французское правительство помогает своим виноделам и стремится упростить доступ к помощи. Там, например, существуют механизмы, гарантирующие выплату страховки в случае климатических проблем, а если винодел не смог продать свой товар, то государство покупает его, перерабатывая в коньячный спирт, который затем реализует для различных нужд», – утверждает Артуш Месропович. Сейчас, по его словам, французы хранят на складах около 4 млн гекалитров коньячного спирта.

«Крепкий» менталитет

Другой внутренний барьер заключается в менталитете населения. Казахстанцы не привыкли потреблять слабоалкогольные напитки. По информации Карапетяна, лишь 5–6% населения предпочитают вино остальному алкоголю. В среднем житель страны выпивает всего 2,5 литра вина в год. Тогда как, например, француз – 76 литров, что, кстати, приводит к «французскому парадоксу» – непропорционально низкому уровню сердечно-сосудистых заболеваний на фоне повальной привычки есть жирную еду. «Пьянство у нас решили искоренять с помощью полного запрета рекламы спиртных напитков, хотя проблема заключается в низкой культуре пития», – заявляет бизнесмен.

Союз виноделов включает производителей натурального вина, таких как Chateau Karakemer, которые пока испытывают трудности с реализацией товара. Объединение собирается начать маркетинговую кампанию, чтобы убедить хотя бы часть потребителей перейти с крепких напитков на вино. Тот спрос, что существует сейчас, вынуждает многие хозяйства давать больший объем по меньшим ценам, в ущерб качеству продукта. Так, перерабатываются все ягоды с виноградника, включая неспелые.

Ряд предприятий пошли по легкому пути – переходят на производство винных напитков из сусла и концентратов узбекского производства. «Потому что подобная практика гораздо рентабельнее и способна дать какой-то финансовый результат в кратчайшие сроки, – комментирует Карапетян. – Тогда как натуральный напиток выпускать гораздо труднее и дольше».

В то же время недавняя девальвация тенге сильнее всего ударила по тем производителям, которые закупают сырье и бутылки за рубежом. «Я призываю предприятия выращивать собственные плоды, самим заниматься переработкой и продавать натуральный продукт. Эта модель гораздо более стойкая к экономическим катаклизмам», – заявляет Ашот.

Chateau Karakemer можно выделить как компанию, взявшуюся за создание дорогостоящего натурального вина. 20 га земли засажены 100 тысячами пробирочных саженцев из Тулузы для изготовления красного вина. Еще 10 га готовятся для посадки белых сортов. Каждый саженец обошелся владельцу шато Нагиме Тавановой в 1,64 евро. На начальных стадиях производители пользовались помощью специалистов из Бордо, Эльзаса и Великобритании. Производственный процесс в шато включает себя все стадии – от посадки до розлива в собственные бутылки. При этом он является безотходным. Непригодные для виноделия материалы скупают изготовители косметических товаров. Сегодня шато продает две марки красного купажированного вина в двух точках Алматы, которое также распространяется посредством дегустаций.

По отзывам представителей алматинских винных галерей, компания предлагает вполне достойное вино, у которого может быть прочное положение на отечественном рынке. Хотя она должна провести еще много работы для доведения вкусовых качеств продукта до уровня иностранных конкурентов, включая тех, кто работает по современной методике упрощения букета в пользу приобщения потребителя к массовому вину по низкой цене. В противном случае Chateau Karakemer может повторить печальную судьбу некогда многообещающей АВК «Капланбек», которую объявили банкротом 

7 июня 2011 года и шансы которой на возрождение в ближайшие годы невысоки. Другим случаем падения является иссыкское вино «Болек», которое исчезло с полок магазинов в 2011 году. Компания пригласила специалистов из Италии, решила использовать дорогостоящую технологию и тоже выпускала перспективный продукт. Однако сразу после отъезда консультантов обратно в Европу качество резко упало. Вино потеряло доверие покупателей и исчезло из оборота.

Нюансы торговли

Винный бум в Казахстане, как ни странно, совпал с кризисом 2008 года. Именно после тех событий открылось большинство энотек и галерей, которые до сих пор работают в Алматы и приобщают к благородному напитку жителей других городов страны. Начиная с 2010–2011 годов вино приобрело модный статус и начало медленно завоевывать потребительский сегмент в возрасте 21–25 лет. Неудивительно, что спрос склоняется в пользу недорогих марок.

Согласно мнению экспертов компании Glavvinoprodukt, потенциал отечественного рынка вина достигает примерно $70 млн, хотя пока он составляет лишь $27 млн. По информации алматинского бутика ProVino, средний чек при покупке вина на вынос равняется 

5 тыс. тенге, в то время как при потреблении внутри заведения варьируется в пределах 15–20 тыс. Представители энотеки считают, что это довольно комфортный бизнес, с хорошим оборотом и невысокой конкуренцией. Пик спроса приходится на конец ноября – декабрь и вдвое меньший на март. С началом отпускного сезона спрос падает в связи с тем, что постоянные клиенты отдают предпочтение потреблению и покупкам вина в Европе по более низким ценам. Дорогие марки обычно покупаются в качестве подарка. Бестселлерами являются красные итальянские вина и белые новозеландские.

С другой стороны, продажа вин в Казахстане является медленно развивающимся бизнесом. Торгующие и дорогими и дешевыми марками жалуются на недостаточное приобщение потребителей к винной культуре даже после пяти-шести лет постоянной работы. По мнению представителей ProVino, эта ситуация продлится еще минимум пять лет. Среднестатистический клиент – это представитель среднего класса, мужчина среднего возраста с базовыми знаниями о напитке.

При низкой оборачиваемости и высокой сопротивляемости рынка бизнес базируется на продавцах-экспертах. В стране мало сомелье, и часто они не оправдывают своей стоимости для заведения. Большинство сотрудников либо самоучки, либо имеют более простую квалификацию. Между тем правильная рекомендация приводит к потребительской лояльности, развитию знаний клиента о продукте и повышению спроса с его стороны.

Бизнес также сталкивается с агрессивной политикой больших алкогольных компаний. Они фактически скупают полки, винные карты и навязывают эксклюзивные обязательства по продаже определенных напитков вроде наиболее знаменитых брендов шампанского. Тогда как у винных бутиков в Европе спрос не в пользу массовых марок, а в пользу продукции маленьких хозяйств, работающих в течение нескольких веков.

Главной экономической причиной пессимизма виноделов является бурный и не сдерживаемый импорт вина из-за рубежа

После прохождения казахстанской таможни бутылка вина дорожает, как правило, на 30%, а добравшись до полки магазина, – еще на 40–50%. При подаче вина в баре цена поднимается еще на 30%, а в ресторане последняя накрутка может доходить и до 300% в фешенебельных заведениях. Наиболее дорогое вино пользуется популярностью в Астане, так как бутылки там расходятся в качестве подарков важным персонам. При этом эксперты Glavvinoprodukt отмечают неоправданно высокие цены. Столичный рынок на три-четыре года отстает в развитии от алматинского, его рост сдерживается холодным климатом, который стимулирует продажи крепкого алкоголя. Высокие цены на хорошее вино также наблюдаются на западе страны, где в менеджменте нефтяных компаний сконцентрировано множество его осведомленных потребителей, а предложение ограничено сложной логистикой, так что средний чек обходится на 80% дороже, чем в Алматы.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Декларирование: ответы на вопросы

Смотреть на Youtube

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить