Полный вверх

Как меняются рынок e-commerce и предпочтения казахстанцев

Фото: © Depositphotos.com/ifeelstock

Рынок e-commerce Казах­стана вырос в первом полугодии 2016 года почти на 70 % по сравнению с аналогичным периодом 2015 года. К такому выводу пришли специалисты Satu.kz, одной из самых крупных торговых площадок в Казнете, подбив итоги своей работы. За это время покупатели потратили на маркетплейсе 9,5 млрд тенге против 5,6 млрд в прошлом году.

Так как Satu.kz имеет внушительные размеры (на площадке представлено более 6 млн 200 тыс. товаров и услуг от почти 185 тыс. компаний), данный интернет-супермаркет вполне можно считать барометром, который в целом показывает ситуацию с e-commerce в стране.

Этот тренд роста совпадает с тем, что происходит в странах СНГ и на мировом рынке e-commerce. Так, в I полугодии 2016 года объем e-commerce Украины увеличился в 2 раза (по оценке маркетплейса Prom.ua), России – на 22 % (по оценке Tiu.ru), Беларуси – на 18 % (по оценке Deal.by).

Еще один растущий показатель – средний чек. За год он увеличился на 31 % и составил порядка 27 тыс. тенге. Резкий скачок произошел в сентябре-октябре 2015 года, после девальвации национальной валюты, когда все продавцы вынуждены были поднять цены. Причем среди стран СНГ, в которых представлены проекты группы компаний EVO (куда входит и Satu.kz), столь внушительный рост среднего чека зафиксирован только в Казахстане. Для сравнения: средний чек на Украине и в России за год вырос на 6 %, а в Беларуси уменьшился на 5 %.

По наблюдениям Satu.kz, развитие рынка обусловлено также ростом количества заказов. Так, на казахстанской площадке предприниматели продали товаров на треть больше, чем годом ранее. «Положительная динамика говорит в первую очередь о том, что продавцам и покупателям удается преодолеть взаимный барьер недоверия, – отмечает директор по маркетингу EVO Алексей Филановский. – Ведь основное отличие онлайн-продаж от сделок офлайн состоит в том, что эти стороны физически не взаимодействуют. В традиционном магазине покупатель видит товар, а продавец – покупателя. В таких условиях все очевидно и сделка совершается без проблем. Совсем другое дело онлайн-маркеты. Покупатель и продавец часто разделены сотнями километров, и взаимное недоверие нередко становится главным препятствием для сделки».

Рейтинг продавца на маркетплейсах, количество совершенных им сделок, число положительных отзывов об обслуживании помогают устранению данного барьера. «Это резко повышает количество сделок для магазина. Надо набрать хотя бы 50 положительных отзывов, тогда покупатели перестанут смотреть и начнут покупать», – говорит Филановский.

По его словам, помимо усилий самого магазина большое значение имеет доверие к категории. Например, раньше в интернете покупали преимущественно бытовую технику и электронику. «Но сравнительно недавно жители Казахстана начали активно приобретать там и одежду. Пользователи поняли, что этот способ вполне надежен, а сама одежда оказывается гораздо доступнее по цене. Это вызвало настоящий бум покупок в данной категории. Мы ожидаем, что такой же взрыв потребительского спроса произойдет еще в нескольких группах товаров», – делает прогноз эксперт.

На Украине число заказов на аналогичной торговой площадке увеличилось на 70 %, в Беларуси – на 25 %, в России – на 18 %.

В I полугодии 2016 года, по данным Satu.kz, казахстанцы не изменили своим предпочтениям: чаще всего онлайн покупались смартфоны. Также всегда востребованы часы, одежда для похудения, обувь, товары для творчества и, довольно неожиданно, бытовые инкубаторы.

Как и россияне, казахстанцы нередко приобретают в интернете кеды, кроссовки и смартфоны. В то же время предпочтения местных пользователей разительно отличаются, например, от украинских, где семь из 10 наиболее востребованных товаров – предметы гардероба. И совсем не похожи на белорусские, где в топе – санки, снегокаты, велосипеды, теплицы и рассада.

Предпринимателям, которые только планируют начать свой бизнес в интернете и не знают, как правильно выбрать нишу, будет интересно узнать, что заказы сегодня сконцентрированы в категориях «товары для красоты и здоровья», «товары для дома и сада», «техника и электроника».

За место под солнцем новичкам придется побороться. Еще полтора года назад более половины всех интернет-предпринимателей, зарегистрированных на Satu.kz, имели возраст менее года (сейчас это 11 % от общего числа зарегистрированных компаний). Сегодня ситуация поменялась. Подавляющее большинство компаний работают в сети несколько лет (27 % – от года до двух лет; 28 % – от двух до трех лет; 34 % – от трех лет и более). Они понимают рынок электронной коммерции, знают, какой сервис хотят получить их клиенты, стараются его обеспечить на высоком уровне.

А вот гендерный баланс среди предпринимателей пока особо не изменился – женщин стало всего на 1 % больше. Сейчас на сайте можно идентифицировать 264 бизнесвумен (36 % от общего числа) и 485 бизнесменов (64 % от общего числа). (Здесь следует отметить, что большую часть компаний, которые торгуют на Satu.kz, невозможно разделить по половому признаку, поскольку это юридические лица.)

Такое же «гендерное неравенство» сохраняется на Украине, в России и Беларуси. Меньше всего предпринимательниц в вотчине Лукашенко – всего 21 %.

В Казнете существует и географический дисбаланс: больше всего интернет-предпринимателей, торгующих на Satu.kz, из Алматы – свыше 85 тыс. В самом крупном мегаполисе страны сконцентрировано и максимальное количество покупателей – более трети. На втором месте – Астана, которая существенно уступает Алматы по числу зарегистрированных компаний – чуть более 18 тыс. Этим Казахстан отличается от других стран СНГ, где деловая активность бьет ключом именно в столицах.

Возвращайтесь к нам через 1 неделю, к публикации готовится материал «Новейшее комбинированное решение LG для стирки и сушки белья»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
6327 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить