Как Хуссейн Сайвани заполнил пустыню роскошными особняками

26306

Когда в декабре прошлого года Дональд Трамп заявил, что мусульманам нужно запретить въезд в США, Хуссейн Сайвани предпочел это никак не комментировать

Выше только небоскребы! Начав со скромного кейтерингового бизнеса в Абу-Даби, Сайвани сумел построить $2-миллиардную империю элитной недвижимости в Дубае и других городах
Фото: Siddharth Siva/Redux для Forbes
Выше только небоскребы! Начав со скромного кейтерингового бизнеса в Абу-Даби, Сайвани сумел построить $2-миллиардную империю элитной недвижимости в Дубае и других городах

Магнат дубайской недвижимости в тот момент вплотную занимался проектом, грандиозным даже по экстравагантным меркам Дубая. (Не забывайте, что в этом эмирате есть искусственный остров в форме пальмы, крытый горнолыжный курорт и самое высокое здание в мире – Бурдж-Халифа.) В своем новом проекте под названием Akoya, на участке площадью 964 акра в 15 минутах езды на машине от центра Дубая Хуссейн Сайвани собирается разместить фешенебельный район с виллами, особняками, апартаментами и собственным торговым центром. А главное место в этом районе будет отведено гольф-клубу, носящему имя Дональда Трампа. Имя, которое в арабском мире традиционно ассоциируется с успехом.

«Договаривались с Трампом, как с организацией. Они известны своим опытом управления гольф-клубами, – пожимает плечами Сайвани. – Мы не вмешиваемся в политику».

Бизнес – превыше всего. Этот принцип еще ни разу не подводил 63-летнего Сайвани. В 2015 оборот его компании Damac Properties достиг $2,3 млрд, из которых 50% – чистый доход. C момента своего основания в 2002 компания вывела на рынок 15,5 тыс. квартир, в планах строительство еще 40 тыс. в Объединенных Арабских Эмиратах и за их пределами, даже в Лондоне. Впечатляющие финансовые результаты позволили основателю и председателю Damac в этом году войти в список миллиардеров Forbes. Сайвани принадлежат 72% акций компании (которая в январе 2015 вышла на Дубайский фондовый рынок). У него есть и другие инвестиции, а состояние оценивается в $3,2 млрд.

«Для меня это было сочетание удачи и стратегии, – говорит Сайвани. – Иногда передо мной открывалась дверь, и я сразу же устремлялся туда, хватаясь за любую возможность».

Сайвани успел в полной мере воспользоваться возможностями, открывшимися в 2001, когда правительство Дубая разрешило иностранцам владеть недвижимостью. Он тут же стал заниматься продажей элитной недвижимости и думать над маркетинговыми ходами, которые бы выгодно отличали его компанию от конкурентов. Первый – машина бесплатно! Вот уже 10 лет Damac в январе, во время Дубайского торгового фес­тиваля, дарит Lamborghini или BMW каждому покупателю квартиры. (Компания не раскрывает информацию, сколько уже машин было подарено.) В ходе других акций Damac вручала гидроциклы Jet Ski, а в прошлом году в течение непродолжительного периода покупатели особняков и вилл могли получить в подарок квартиру-студию. Чтобы привлечь клиентов из Китая, в декабре прошлого года Damac запустила промоакцию, предлагая билеты, проживание в отеле и визу – практически бесплатные каникулы в Дубае – всем потенциальным покупателям, которые забронировали недвижимость.

К некоторым из своих девелоперских проектов в Дубае Сайвани привлекает известные бренды, например Bugatti (видите, в гостиной припаркован Veyron?)
Фото: Siddharth Siva/Redux для Forbes
К некоторым из своих девелоперских проектов в Дубае Сайвани привлекает известные бренды, например Bugatti (видите, в гостиной припаркован Veyron?)

Люксовые бренды, такие как Versace, Fendi и Bugatti, заключили c Damac соглашения о кобрендинге. Это очень ценно для клиентов компании, которые буквально одержимы известными марками. Сейчас Damac развивает новый проект Akoya Oxygen, в рамках которого в центре района площадью 1260 акров разместится Международный гольф-клуб Дональда Трампа. Здесь появятся виллы, носящие название Bugatti, где перед панорамным окном гостиной будет специальное место для парковки, чтобы владельцы могли любоваться своим спортивным автомобилем.

Но высказывания Трампа о мусульманах все же имели определенные последствия. Как сообщило агентство Reuters, через три дня после выступления Трампа Damac Properties убрала табличку с его именем с каменной стелы у въезда на территорию Akoya, а также фотографию Трампа и его дочери Иванки с размещенного поблизости билборда. Еще через три дня вывеску «Международный гольф-клуб Трампа» вернули на стену. Представитель Damac заверил Forbes, что табличку снимали просто для того, чтобы «отдать в чистку». Как бы там ни было, изображение Трампа и его дочери на билборде заменили на огромную фотографию Марлона Брандо в роли Вито Корлеоне из «Крестного отца».

Даже если не принимать во внимание политические взгляды Трампа, сейчас не самое лучшее время для продажи элитной недвижимости в Дубае. Низкие цены на нефть и ослабление национальных валют сыграли свою роль. Сразу после промоакции для китайских покупателей произошло падение российского рубля и евро по отношению к доллару, что сократило приток клиентов из этих регионов. Объявляя о показателях 2015, Damac Properties признала, что работает «в сложных экономических условиях». Саньялак Манибханду, базирующийся в Абу-Даби аналитик из NBAD Securities, говорит, что цены на недвижимость в Дубае снизились на 15% с начала 2015.

Чтобы бороться со снижением спроса, Damac гарантирует покупателям 3%-ный годовой доход от первоначального взноса и авансовых платежей (следует отметить, что это вдвое больше, чем доходность депозита с фиксированной ставкой). Сейчас компания также фиксирует цену недвижимости на срок до двух лет и обещает выплатить разницу, если она снизится с момента сдачи объекта до конца 2019 года. Сайвани пользуется моментом так, что и сам Трамп бы одобрил. «Нынешняя ситуация, – говорит он, – открывает новые возможности для компаний с хорошей капитализацией и хорошим послужным списком».
Хуссейн Сайвани вырос в Дубае в семье со средним достатком, где все занимались торговлей. Его отец стоял за прилавком на местном базаре, где продавал часы, ручки «Паркер», рубашки и товары из Китая. Часто после школы Сайвани приходил к нему на рынок. Его мать ходила по домам, продавая товары соседкам. Он вспоминает, что за ужином в семье часто говорили о делах.

Сайвани хорошо учился и в 1978 получил государственную стипендию на обучение в США. Он стал одним из первых участников правительственной программы по получению образования за рубежом. Сначала на несколько месяцев отправился в Атланту, чтобы подучить английский, а затем поступил в Университет штата Вашингтон в Сиэтле, на факультет промышленной инженерии. Уже тогда Савайни демонстрировал склонность к риску. Учась в колледже, подрабатывал, продавая квартиры в ОАЭ на условиях таймшера.
После окончания университета в начале 1981 Сайвани устроился на работу в финансовый департамент Abu Dhabi Gas Industries, где занимался заключением контрактов. Именно там ему стало ясно, как много денег можно заработать на предоставлении услуг. Он решил, что лучше будет открыть собственное дело. Через два года ушел с работы и открыл кейтеринговую компанию в Абу-Даби, использовав в качестве стартового капитала свои накопления от продажи таймшера.

Фото: Siddharth Siva/Redux для Forbes

Кейтеринговый бизнес пошел в гору. Сайвани удалось заполучить таких клиентов, как строительная корпорация Bechtel и армия США. Его компания, которая работает сейчас уже под именем Global Logistics Services, обеспечивала поставки продуктов питания для американских подразделений в Кувейте, Афганистане, Саудовской Аравии, Катаре и Боснии. Он вспоминает, как перевозил печи и другое оборудование для приготовления пиццы. Как-то в раскинутой в пустыне палатке продал 2000 пирогов.

Примерно в 1996, когда кейтеринговый бизнес уже крепко стоял на ногах, Сайвани стал заниматься девелопментом небольших гостиниц в Дубае и скупать недвижимость в центральных районах эмирата. Когда иностранцам разрешили приобретать недвижимость в Дубае, продал часть своих активов и купил землю в тогда еще неосвоенном районе, который назывался Marina (гавань). Сейчас там выросли футуристические стеклянные небоскребы.

«Все говорили, что это сумасшествие», – вспоминает Сайвани. Но он знал, что скоро здесь будет бум недвижимости. Экспаты из Великобритании, Индии, других арабских стран устремились в Эмираты, которые стали настоящим межнациональным центром. В Дубае нет налога на доход или на прирост капитала. А кроме того, там толерантны к разным культурам. Женщины могут носить бикини на пляже, ночная жизнь очень активна.

В 2002 Сайвани основал Damac Properties, чтобы заниматься девелопментом жилых небоскребов в районе гавани. Его стратегия заключалась в том, чтобы начинать маркетинговое продвижение апартаментов еще до начала строительства, продавать на стадии возведения и использовать первоначальные взносы покупателей для финансирования проекта. Он выбрал самый лучший для такой стратегии момент. Первый небоскреб, 38-этажный Marina Terrace, был полностью распродан за полтора месяца. Emaar, девелоперская компания с государственным участием, по сути создавшая район гавани в ходе сооружения искусственного канала, тоже стала строить здесь жилые здания. С каждой новой башней, которую возводила Damac Properties, Сайвани помогал укреплению имиджа Дубая как нового места для блестящей жизни и отдыха.

Путь Сайвани к рейтингу миллиардеров начался в сентябре 2008, в день, когда Lehman Bros. объявил о своем банкротстве. «Мне говорили: «Ну нас это не касается, мы слишком далеко». Но я сказал: «Нам нужен план действий», – вспоминает он. На тот момент его компания внесла аванс за несколько участков недвижимости. Савайни тут же позвонил продавцам и отказался от сделок, смирившись с потерей аванса. Но, несмотря на все меры, предпринятые для сокращения издержек, Damac пришлось сократить сотни сотрудников, чтобы компенсировать резкое падение цен на недвижимость в Дубае. Несколько покупателей подали в суд на компанию за срыв сроков сдачи объектов. По одному из дел cуд Дубая вынес решение в пользу покупателя из Канады, обязав Damac выплатить $710 тыс. Damac Properties также урегулировала во внесудебном порядке вопрос с немецким инвестором, который вложился в 22 объекта в четырех зданиях в период между 2007 и 2009. «К компании наших размеров всегда будет какое-то количество претензий. Мы стараемся не доводить споры до суда, но иногда не получается», – пожимает плечами собеседник.

Вдали от дома: империя Сайвани простирается за пределы Арабских Эмиратов и включает недвижимость в Бейруте (фото сверху) и Лондоне (снизу). В обоих проектах участвовал модный дом Versace
Фото: Siddharth Siva/Redux для Forbes
Вдали от дома: империя Сайвани простирается за пределы Арабских Эмиратов и включает недвижимость в Бейруте (фото сверху) и Лондоне (снизу). В обоих проектах участвовал модный дом Versace

В течение следующих нескольких лет репутация Дубая сильно пострадала, потому что из-за спекуляций с недвижимостью множество покупателей потеряли свои деньги. Чтобы снизить риски, правительство эмирата приняло в 2008 и 2009 новые законы, предусматривающие депонирование авансовых платежей за недвижимость, находящуюся на стадии строительства. Если девелоперы не передают обещанный объект в согласованные сроки, то покупатели имеют право на полный или частичный возврат средств.

К 2011, когда остальные девелоперы все еще восстанавливались после кризиса, Сайвани стал готовить почву для следующего проекта в Дубае, равного которому до сих пор не делал. В октябре 2012 он заключил соглашение с правительством о выкупе земельного участка, на котором впоследствии разместилась зона Akoya. Цена сделки составила $350 млн. Первые покупатели уже заселились, хотя строительство будет идти еще четыре года.

Компания Сайвани позиционируется в сверхпремиальном сегменте под девизом: «Живи роскошной жизнью». Но на деле он продает недвижимость любому, кто может себе ее позволить, – как очень богатым, так и среднему классу, стремящемуся подняться по социальной лестнице. Цены за апартаменты в отеле в Дубае начинаются от $120 тыс., а вилла с семью спальнями стоит $10 млн.

Что отличает Damac от конкурентов, так это креативный и беззастенчивый маркетинг. Сайвани приходится конкурировать с двумя девелоперами с большими бюджетами – Emaar, возглавившей строительство башни Бурдж-Халифа, и Nakheel – управляющей архипелагом в форме пальмы рядом с побережьем Дубая. Чтобы привлечь внимание к своим проектам, Damac завесил весь Дубай билбордами – 166 щитов живописуют преимущества жизни класса люкс. «У них фантастический маркетинг, – говорит Крэйг Салмон, управляющий директор дубайского агентства недвижимости HMS Homes. – Они меньше по размерам, чем Nakheel и Emaar, но лучше работают».

В прошлом году Damac провел 500 специальных мероприятий в 98 городах Китая, Индии и Европы. «Мы следим за тем, что делают авиакомпании, – говорит старший вице-президент по маркетингу и коммуникациям Нил МакЛолин, ирландец, который работает в Damac уже почти 10 лет. – Куда Emirates, туда и мы».

Сайвани также инвестирует в недвижимость за рубежом. В 2010 он приступил к строительству башни в Бейруте, где интерьеры спроектированы Versace. Итальянский модный дом согласился участвовать в проекте после четырех лет уговоров. «Господин Сайвани с большим энтузиазмом относится к Versace и стилю жизни, который символизирует наш бренд, – отмечает генеральный директор модного дома Джан Джакомо Феррарис. Он дальновидный бизнесмен, который стремится поддерживать стандарты премиум-класса и верит, что бренд Versace несет дополнительную ценность».

Кроме башни в Бейруте Сайвани запустил проекты в Саудовской Аравии, Катаре, Иордании и Лондоне (последний тоже в партнерстве с Versace). Во всех девелоперских проектах за пределами ОАЭ Damac принадлежат 20%, а Сайвани остальные 80%.

Чутко реагируя на потребности покупателей в непростое для рынка недвижимости время, Damac Properties предлагает многочисленные акции и скидки. На веб-сайте компании специальным предложениям отведено семь страниц. Там есть такие опции, как « заплатите 30% и получите право собственности», а также обещание 7,5%-ного дохода от аренды и бесплатное получение визы, дающей право проживания в ОАЭ.

Сайвани верит, что у рынка еще есть место для роста. В середине февраля Damac согласился купить 92 акра земли на набережной Дубайского канала за $330 млн.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как управлять 280 аптеками, развивать супермаркеты, строить новые рестораны и открывать гостиницы

Смотреть на Youtube

Олжас Сатиев: как воюют украинские и российские хакеры и как от санкций пострадает Казахстан?

Смотреть на Youtube

Андрей Мовчан: мигранты, курс рубля, инфляция

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить