Как казахстанский фотограф делает успешную карьеру в Нью-Йорке

19702

Он стал самым молодым фотографом Harper's Bazaar, снявшим главную обложку

Роман Варламов
ФОТО: © Adrian Nina
Роман Варламов

В сложных ситуациях участника рейтинга «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan 24-летнего Романа Варламова выручает оптимизм. Его жизнерадостность заражает собеседника с первых минут разговора. Возможно, поэтому ему всегда было легко выстраивать профессиональные отношения. «Когда я начинал работать фотографом, у меня не было никаких связей. Только тяга к фотографии и искусству», – рассказывает он. Сегодня Роман – один из известнейших казахстанских фотографов в мировой фешен-индустрии, живущий в Нью-Йорке и снимающий супермоделей для топовых глянцевых изданий.

Проверка боем

Амбиции Романа изначально были серьезными. Настолько, что после шапочного знакомства с тогдашним издателем Cosmopolitan Kazakhstan Ольгой Трефиловой в 2015 году он решился попросить ее о работе, записавшись на прием через офис-менеджера. «Друзья посчитали меня сумасшедшим, но я всегда был уверен, что нет ничего невозможного, – говорит собеседник. – Я пришел и сказал: «Дайте мне один шанс. Напортачу – черт с ним». На этих словах Ольга молча вышла из комнаты. Вернувшись, ответила: окей».

Так началась карьера Романа в глянцевых изданиях. Поначалу ему доверяли роль второго фотографа, постепенно все больше вовлекая в работу издательского дома Partners Media Group (казахстанские версии журналов Cosmopolitan, Harper’s Bazaar, Robb Report, «Домашний очаг», Men’s Health, Esquire). Спустя год неожиданно освободилась вакансия главного фотографа: прежний пере­ехал в Италию. Роман так хорошо себя зарекомендовал за короткий срок, что ему, 18-летнему студенту, предложили занять место предшественника.

Работы стало гораздо больше, ведь отвечать приходилось за шесть изданий. Но Роману она приносила только удовольствие. «Каждый месяц делать съемки для шести журналов – это примерно по 12 в неделю. Репортажи, бьюти-сессии, фото для рубрики о еде. Ночами сидишь и обрабатываешь. Я о таком и мечтать не мог», – улыбается он.

Знаний по организации съемок юноше порой не хватало, зато со вкусом проблем не было: выручало образование в художественной школе. Недостаток опыта Роман компенсировал не только постоянной и разнообразной практикой, но и фирменной коммуникабельностью. Когда не знал, как выставить свет, то из собственного кармана приплачивал сотрудникам фотостудии, чтобы те ему помогли. Сам при этом наблюдал за процессом и запоминал тонкости ремесла.

Роман довольно быстро освоился в роли главного фотографа и даже снял первую казахстанскую обложку Robb Report в честь открытия библиотеки в отеле The St. Regis Astana. Первый год работы в Partners Media Group прошел в восторженном настроении, второй – в приподнятом. На третий он почувствовал, что нужно двигаться дальше. «Когда работаешь штатным фотографом, быстро понимаешь, что мероприятия и темы повторяются, – поясняет собеседник. – Мне все очень нравилось, но хотелось чего-то нового».

И новое вскоре подвернулось: в 2017-м коллега Романа по издательскому дому создал собственную компанию и позвал его фотографом для крупных клиентов из ювелирной и фешен-индустрии. Среди них были такие громкие имена, как Saks Fifth Avenue и VILED Group, представлявший Tiffany & Co, Chopard, Cartier, Van Cleef & Arpels и другие дома. Роман с удовольствием взялся за непривычную для него ювелирную и предметную съемку, фотографировал интерьеры. Благодаря этой работе у него появился опыт сотрудничества с крупными игроками.

Неожиданный удар

Роман считает, что Алматы дал толчок его карьере. Забавно, что переезжать в южную столицу из родного Петропавловска он не планировал. Оканчивая школу, собирался поступать в Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств (ныне Санкт-Петербургский государственный институт культуры, или СПбГИК). К тому моменту парень уже несколько лет серьезно занимался фотографией (в активе у него даже была победа на одном из петропавловских фотоконкурсов) и был твердо намерен получить высшее образование по фотоискусству.

ФОТО: © Сергей Бахметенко

Интерес к фотографии проснулся лет в 12, вспоминает Роман. Шел 2008 год, его старшая сестра училась в Томске на дизайнера и, приезжая на побывку, привозила с собой фотоаппарат, к которому младшего брата не подпускала. Он дожидался, пока сестра ляжет спать, чтобы умыкнуть у нее камеру и поснимать. Расставлял предметы, с помощью подручных средств ставил свет. «Думаю, чувство композиции у меня развилось благодаря танцам, которыми я занимался целых 14 лет, с раннего детства. Я и сейчас хорошо чувствую, как расставить моделей во время съемок, понимаю пластику».

В 2013 году 17-летний Роман вовсю готовился к отъезду в Питер. Родители его полностью поддержали (мама-педагог всегда понимала важность выбора профессии по душе). Лучший в школе по русскому языку и литературе, Роман регулярно участвовал в олимпиадах по этим предметам. Увидев объявление о конкурсе на факультет электронной журналистики в алматинском Международном университете информационных технологий (МУИТ), решил ради интереса отправить туда свое сочинение. С легкостью прошел во второй тур, успешно выполнил все задания и получил полный грант на обучение. «Учеба выходила очень дорого для нашей семьи, больше миллиона тенге в год. Я был горд своим достижением, но больше радовался материальному подарку. Кажется, это был «айпад», – смеется Роман. Он точно знал, что поедет в Питер.

Экзамены в СПбГИК, по его собственным ощущениям, прошли триумфально. Роман получил высшие баллы по русскому и литературе, тщательно подготовился к съемке натюрморта и уверенно прошел собеседование, на котором показал комиссии дорого отпечатанные работы из своего портфолио. Когда родители позвонили ему спросить, как все прошло, он велел им не волноваться: все идеально. Вечером того же дня он узнал, что получил за фотографию натюрморта и собеседование… по 20 баллов из 200 возможных. Между тем девушка, сдававшая экзамен перед Романом и, по его словам, очевидно не блиставшая навыками, получила 200 из 200 за оба этапа. Ошибки не было – так сказали Роману на апелляции. Он не поступил. Позже выяснилось, что бюджетных мест было мало и все они достались тем, кто перед этим прошел платные курсы от университета с гарантией поступления. Раздавленный, Роман стал собираться в Алматы, где его ждал факультет журналистики в МУИТе.

Однажды в Нью-Йорке

Вспоминая то свое состояние, Роман переходит на философский тон и задумчиво говорит: «Судьба ведет в нужном направлении». После первой лекции по социологии в МУИТе он в слезах позвонил матери в Петропавловск. Занятия проходили на английском, который Роман понимал очень приблизительно. Мама ответила: «Ты умный, разберешься» – и положила трубку. К концу первого семестра Роман не только сдал все предметы на отлично, но и серьезно подтянул свой английский. Университет он окончил с отличием в 2018-м.

Знание английского пригодилось, когда Роман решил перебраться не куда-нибудь, а в Нью-Йорк. «Хотелось быть в центре событий, – скупо отвечает он на вопрос о причинах переезда. – А когда вы думаете о моде и творчестве, то первое, что приходит в голову, это Нью-Йорк».

ФОТО: © Анна Хитрина

Опыт работы в Алматы на удивление оказался конвертируемым: Америка достаточно тепло приняла казахстанца. В ноябре 2020-го Роман стал самым молодым фотографом в истории Harper's Bazaar, снявшим главную обложку журнала с супермоделью Дафной Греневельд. В мае 2021 года ему удалось поработать с Мэй Маск – известной моделью, многим также знакомой как мама знаменитого миллиардера-визионера Илона Маска. «Мне везет с людьми, – рассуждает Роман. – Многие знакомства, завязавшись случайно, оказались очень полезными. В первую неделю после приезда я познакомился c человеком, который находит моделей для ведущего модельного агентства Wilhelmina. На второй неделе, пока я поедал круассан в кафе, за мой столик подсела женщина, работающая в Vogue».

Яркая иллюстрация возможностей, которые дарит Нью-Йорк молодым и амбициозным, – эпизод с Мадонной, о котором Роман рассказывает с детским восторгом. «Представляешь, вчера я гулял с собакой, и ко мне подошла Мадонна с охранником, чтобы ее погладить! Я даже не сразу понял, что это она. Потом зашел к ней в Instagram – и точно, она!»

Почти так же спонтанно в этом году произошло знакомство с Мэй Маск, ставшее в результате более близким. Приятельница-визажист, по совместительству личный стилист Маск, поработала с Романом и прониклась симпатией к его стилю. Невзначай предложила Мэй посотрудничать с молодым фотографом. Та легко согласилась. Оставалось найти того, кто был бы готов эту съемку опубликовать. Роман связался c редакцией Elle Kazakhstan и на следующий день получил от журнала добро на обложку для майского номера.

Решив не сковывать Мэй темой или стилем съемки, Роман предоставил ей возможность быть собой. Результат понравился всем: и экспертам, и фотографу, и самой модели. «Она надписала и подарила мне экземпляр своей книги и записала со мной эфир для Instagram», – с воодушевлением рассказывает Роман. Как-то раз краем уха на одном мероприятии он услышал, как коллеги по модному цеху расхваливали майскую обложку Elle Kazakhstan. Все это, считает фотограф, лучшая реклама не только для него, но и для Казахстана.

Виртуальный патриотизм

Роман рассказывает о себе увлеченно, но не производит впечатления самодовольного человека. Способность меняться, работать над собой он считает едва ли не важнейшей для творчества. «Я еще только познаю себя, мой стиль постоянно эволюционирует», – рассуждает собеседник. Ему по душе крылатая фраза о гении, который перестает быть гением, как только начинает себя таковым считать. Чтобы оставаться актуальным, Роман старается быть в курсе происходящих в мире событий и много думает.

«Пандемия позволила понять, в чем ценность жизни», – говорит он. Хоть какое-то утешение, учитывая, что на протяжении локдауна в Нью-Йорке все его проекты были заморожены. Помогли опять-таки навыки, полученные в Алматы. «Подрабатывал ретушером», – смеется Роман, замечая: в Америке не принято быть многостаночником. Нужно иметь определенный и довольно узкий профиль работы. В съемках участвуют десятки человек, у каждого из которых свой участок работы.

Рынок США требует полной отдачи. Больше половины заработанного Роман вкладывает в дальнейшее развитие своих проектов. Работа фотографа в Нью-Йорке сопряжена с большими расходами: одна фотосъемка в среднем обходится в $7 тыс. При этом мало кто из фотографов владеет собственным оборудованием – гораздо легче взять то, что нужно, напрокат. Так поступает и Роман. «Нью-Йорк мне подарил возможность узнать, как создается огромная фешен-индустрия, – говорит он. – Но я никогда не думал о том, что мой переезд сюда – это навсегда. С удовольствием работал в Казахстане. Собственно, в каком-то смысле я продолжаю находиться на родине, ведь самые известные съемки здесь, в США, я делал для казахстанских изданий».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Диагноз казахстанской экономике

Смотреть на Youtube

Ректоры крупнейших частных вузов Казахстана о проблемах образования

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить