Кинолюбители с велосипедами

6857

Педальные, или, как их еще называют, «белые», кинотеатры работают от энергии, вырабатываемой человеком, который крутит педали

На экране группа маленьких китайских мальчиков сооружает механическую модель педального кинотеатра из своих велосипедов и подручных средств, чтобы досмотреть интересный фильм, прервавшийся из-за сбоев с электричеством. Дети справляются с конструкцией, и телевизор начинает работать от движения педалей. 

К началу просмотра этого фильма Айша Жандосова и Асия Тулесова, основатели общественного фонда Common Sense, уже некоторое время занимались поиском творческой идеи, меняющей жизнь города к лучшему, в рамках конкурса, организованного Гете-Институтом в 2011 году, который они так и не выиграли. Так что совсем неожиданно дети с экрана подали простую идею, которая объединила страсть девушек к кино и ценности, для развития которых был создан ОФ Common Sense. 

«Нам часто говорят, что надо сохранять электроэнергию, но она невидима и неосязаема. Идея педального кинотеатра дает возможность превратить энергию во что-то физическое, «понять» ее опытным путем, одновременно привлекая внимание к общим экологическим вопросам и вдохновляя людей подумать, что они могут сделать для того, чтобы изменить мир к лучшему», – говорит Асия Тулесова.

Камера-обскура

«Нам уже удалось провести несколько воркшопов. Вспоминается один – многоступенчатый, под названием «Камера-обскура».

Проводился он в летнем лагере с детьми совершенно разных возрастов (7–15). Мы привезли туда и поставили в поле большой, изолированный от света куб. Заводили в него ничего не подозревающих детей, а спустя несколько секунд снимали крышку, открывали маленькое отверстие в стене и – вуаля! – на противоположной стене в этой кромешной темноте upside down вырисовывался окружающий пейзаж.

Вот так ребята познакомились с оптическим эффектом камеры-обскуры (темной комнаты). Но это было только начало – рассказав о практическом применении этого принципа, главным образом в фотоаппаратах, мы предложили детям изготовить свои собственные из кока-кольных банок и даже «словить» свой кадр (засунув в банку светочувствительную фотобумагу). Что и было ими успешно сделано!

Так в один день удалось побыть художником-дизайнером, узнать что-то новое из науки и даже «вернуться в прошлое», по-советски проявляя фотографии в ванночке с проявителем», – рассказывает Айша Жандосова.  

Кроме того, педальный кинотеатр оживает только тогда, когда люди работают вместе и друг для друга, добавляет Асия, имеющая большой опыт в организации кинотеатров. В летнее время для детей из своего родного микрорайона Жетысу она ставила прожектор и даже заказала экранное полотно специального размера, чтобы показать нескольким детям качественное кино. Проект просуществовал все лето, став в определенном смысле прародителем педального кинотеатра, обеспечив девушек необходимыми навыками в области репертуара и звука. 

Знания в области сооружения конструкции кинотеатра пришлось приобретать самостоятельно. Прототипом послужил кинотеатр английского проекта Magnificent Revolution, в ряды которого входят артисты, музыканты, дизайнеры, экологи и инженеры.

Педальные, или, как их еще называют, «белые», кинотеатры работают от энергии, вырабатываемой человеком, который крутит педали. Один велосипедист может генерировать около 50 ватт в час, для сравнения: этого количества энергии хватает для работы одной лампочки. 

Так что для первого показа короткометражного фильма привлекли четырех человек с велосипедами. Поставили их по бокам экрана на открытом воздухе и подключили к генераторам электрического тока, которые были соединены с проектором и колонками. 

Первыми участниками проекта стали друзья и знакомые основателей. На сам показ, который состоялся в сквере за площадью «Астана» (Старая площадь), привлек около 300 зрителей. Правила участия довольно просты: не крутить педали назад и поднять руку, если сидящий на велосипеде хочет, чтобы его заменили.

«Для этого у нас всегда должны быть добровольцы, которые готовы сменять друг друга, потому что физическая нагрузка в педальных кинотеатрах довольно высокая», – рассказывает Айша Жандосова. Сразу после первого показа кинотеатр стал заложником успеха – мощность звука была недостаточной для большой аудитории.

«Систему пришлось совершенствовать от показа к показу опытным путем. Открыли для себя, что в зависимости от того, чем заполнишь регуляционную коробку, можно помочь наездникам вырабатывать больше энергии при минимальных затратах и накапливать ее, – делится Айша. – Или вот, например, очень много зависит от длины удлинителя». Всего в рамках проекта прошло восемь показов. К концу лета Common Sense удалось добиться того, чтобы показать полнометражный фильм в хорошем качестве. 

«Фильмы в педальных кинотеатрах должны быть динамичными и интересными и нести какую-то идею, вдохновлять людей», – рассказывает Асия, ведь, несмотря ни на что, цель кинотеатра – собрать вместе незнакомых людей, которые чему-то вместе научились бы или просто провели вместе время. 

В последующем эти же люди смогут поучаствовать добровольцами и в других проектах фонда – по принципу «научись сам и поделись знанием с другим». 

«Любой невидимый и непонятный нам процесс часто вызывает у нас лишь одну реакцию – поменять ничего нельзя, все идет, как идет. Мы же думаем, что все возможно», – говорит Айша.

Для этого фонд планирует провести программы для школьников – идея состоит в том, чтобы дети сами выявили и разрешили проблему, волнующую их (начиная, скажем, со школы). Взрослые же будут играть в этом проекте роль модераторов-помощников – вместе с детьми изучать глубже саму проблему, выслушивать идеи-решения, находить экспертов (из взрослого мира), чей опыт и навыки могли бы быть полезными. 

«Главной целью всех проектов Common Sense является empowerement – хочется, чтобы в конце проекта дети больше поверили в себя, в свои силы и способности. А также, что важно, справившись с одной проблемой, были вдохновлены «увидеть и взяться» за решение других проблем и несправедливостей», – рассказывают основатели фонда. 

Другой проект фонда – это воркшопы по выходным, вне школы, для детей и взрослых. Своеобразные мастерские – что-то вроде продвинутой изостудии, где проекты будут выбираться согласно их увлекательности, а не уровню подготовленности или возрасту участников. 

Как говорят в Common Sense, сейчас в мире творит очень много интересных дизайнеров, художников, архитекторов и просто активистов-мейкеров (makers), чьи проекты удивительны (и визуально, и своей функциональностью, и часто простотой), – хочется повторить, развить их идеи с людьми нашего города. «Допустим, вырастить себе трон из кристаллов или сколотить печку, работающую на солнечной энергии. Столько всего возможно – интернет пестрит diy-инструкциями! Очень бы хотелось через проекты и мастерские поделиться этой творческой энергией и заразить наших участников духом «сделай сам», – делятся планами в Common Sense.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

КОСНЁТСЯ ВСЕХ! КАК СДАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Смотреть на Youtube

Бизнесмен из списка Forbes – о резком росте цен, проблемах бизнеса и недостатках правительства

Смотреть на Youtube

Казахстан в кольце друзей или врагов?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить