О беспечности

6834

И системном подходе

Каждый математик знает: самая верная формула, как правило, оказывается и самой простой. Это работает и в экономике. Люди несовершенны и склонны к дурному, поэтому для упрощения взаимоотношений между ними много веков назад был придуман универсальный эквивалент – золото. Металл, в отличие от человеческих нравов и характеров, не знающий коррозии. В XX веке, правда, с отменой золотого стандарта отношения между золотом и деньгами стали несколько более сложными, чем раньше. Но сути дела это не поменяло. Обращенной к Пончику присказки из детской сказки «Незнайка на Луне»: «Мой друг, вы забыли про деньги!» – как лучшего критерия истины по-прежнему никто не отменял.

Простейший пример – отношение нашего человека к необходимости пристегиваться ремнем безопасности в автомобиле. Очевидная, казалось бы, вещь, спасшая не одну сотню тысяч жизней, десятилетиями рассматривалась в наших краях как удавка, удушающая мужское достоинство: пристегиваться было «западло», признаком «слабака». Конечно, это пережитки патриархально-деревенского, средневекового сознания, главная категория которого, как известно, несбыточная мечта холопа о «воле». Но стоило ввести приличный штраф «за ремень» – и невидимая рука рынка моментально сделала то, чего не могли сделать никакие увещевания. И до сих пор можно увидеть, как на машинах стоимостью несколько сотен тысяч долларов ремень застегнут за спиной – но это уже скорее причуда эксцентриков-ретроградов, Бармалеев XXI века, чем общепринятая практика. В целом жалость расставания с деньгами оказалась сильнее уязвленного достоинства наследников Стеньки Разина и Емели Пугачева.

Классический пример – то, как драконовскими штрафами привел свою страну к счастью отец сингапурского экономического чуда Ли Куан Ю. Тысяча долларов за выброшенный на улице окурок – и вчерашняя клоака южных морей, город борделей и опиумных притонов за несколько десятилетий превращается в выставку достижений XXI века. Кто не был – рекомендую съездить, посмотреть. А потом – поразмыслить о том, почему провалились все социальные эксперименты коммунистов в XX веке.

Обо всем этом я пишу, потому что во время новогодних каникул попал в трагикомическую историю на дорогах Европы. Я ехал из Австрии в Италию, причем через Словению – мне надо было попасть в Триест, и так было быстрее. И в Австрии, и в Словении скоростные шоссе бесплатные, но действует система стикеров – за 15 евро вы покупаете на любой бензоколонке право пользоваться отличной дорогой. В Австрии я уже бывал и знал, что контроль наличия наклеек строгий и осуществляется на пограничных постах при выезде из страны (что, согласитесь, логично). Распространив эту логику и на Словению, я решительно въехал на ее территорию, надеясь совместить покупку наклейки с заправкой не прямо на границе, а через пару десятков километров – когда станет кончаться бензин. И был тут же наказан: уже через километр после границы обнаружился пропускной пункт, на котором таких, как я, беспечных ездоков с радостью и нетерпением ждали пузатые словенские гаишники, чтобы оштрафовать на 150 евро. Любопытно, что в 100 метрах после этой заставы была и бензоколонка.

Итак, я совершил две ошибки – и обе связаны с пережитками коммунистического прошлого, причем как в моей голове, так и в головах братьев-словенцев. Хитрые, они первыми сбежали прочь из социалистической Югославии, однако кое-какие навыки, как видим, не забыли прихватить с собой. Наказать, подловив на слабости, это типично наше, советское, исходящее из логики «загнать железной рукой человечество к счастью».

А второй ошибкой была моя собственная беспечность. И она тоже родом из СССР, из нашего «лоховского», колхозного «авось пронесет». Как пел Высоцкий, каюсь, каюсь, каюсь.

Рассуждая так и не уставая причитать по поводу 150 евро, я въехал в Италию – страну, в которой, как показала недавняя история с круизным лайнером, с разгильдяйством тоже, увы, все в полном порядке. Однако там, к счастью, не знали социалистических экспериментов ХХ века. Поэтому на скоростные шоссе – а в Италии они тоже платные – просто-напросто нельзя въехать, миновав автомат, где вам выдают талон, и нельзя с них выехать, не заплатив сумму пропорционально проделанному пути, согласно показаниям этого талона.

Надо ли говорить, что обратно в Вену я поехал не через Словению – хоть так было и ближе, и дешевле, на выезде из Италии заплатив честные 15 евро за платную итальянскую автостраду. Коль скоро мы говорим о деньгах, то я лучше поддержу трудовым евро проявивших системный подход и рационализм итальянцев, а не блеснувших колхозной смекалкой наследников маршала Тито. Накажу их копейкой, как они меня, – пусть тоже умнеют!

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Зачем нужны микрофинансовые организации и что стоит знать перед получением займов

Смотреть на Youtube

Кризис логистики в Казахстане

Смотреть на Youtube

КОСНЁТСЯ ВСЕХ! КАК СДАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить