Формула кризиса

9824

В основе инфляционного таргетирования лежит то положение количественной теории денег, что номинальная ставка коррелируется с изменением уровня цен, то есть с инфляцией

Кейнсианцы и монетаристы считают, что увеличение количества денег в экономике путем снижения ставки денежного предложения центробанка ведет как к росту цен, так и к снижению процентной ставки заимствования. Инфляция, таким образом, должна изменяться со ставкой кредита. Однако еще с XVIII века в Великобритании существовала обширная статистика, опровергавшая эту теорию. В 1923-м Альфред Гибсон, проанализировав данные за двухсотлетний период, обнаружил позитивную корреляцию между ставками долговых ценных бумаг Великобритании и уровнем цен, а не темпом их изменения или инфляцией. Сам Кейнс назвал выводы Гибсона «одним из полностью установленных эмпирических фактов во всей области количественной экономики».

Большинство экономистов забыли об этом феномене. Кейнс не смог дать ему удовлетворительное объяснение, назвав парадоксом. Ирвинг Фишер, основоположник количественной теории денег, также не смог разрешить задачу, а Милтон Фридман заявил: «Парадокс Гибсона остается эмпирическим феноменом без теоретического объяснения».

Парадокс Гибсона можно объяснить временными преференциями рынка. Зависимость ставки кредита от уровня цен, а не от темпа инфляции значит, что она определяется соотношением товарного предложения и потребительского спроса, то есть рынком. Если рыночные цены высоки, то есть деньги имеют меньшую покупательскую способность, люди вынуждены больше тратить, меньше сберегать, что ведет к снижению сбережения и росту ставки. Инфляция в головах, в том, как ощущает стоимость жизни каждый индивидуум, в зависимости от своих доходов и субъективных потребностей. Официальный же показатель рассчитывает изменение цен произвольной корзины товаров.

Если, наоборот, цены не растут, а снижаются в результате увеличения товарного предложения и производительности, это ведет к росту благосостояния. Растет реальная покупательская способность валюты и денежной массы. Вместо текущего потребления люди могут откладывать больше денег из своих доходов на будущее. Такое предложение сбережений ведет к снижению ставки кредита, увеличению его длины. В результате производители могут привлекать инвестиции.

Очевидно, что ставки управляются не количеством денег, а товарной производительностью капитала. Предложение и спрос на деньги возникают благодаря созданию товаров и услуг, когда деньги сами являются товаром. Чем больше предложение услуг и товаров, тем ниже их цены, тем выше на них спрос. Это значит, что и деньги и кредит создаются товарным производством, а не долговой эмиссией.

Что произойдет, если ставка снизится искусственно, без увеличения реальных сбережений, доходов и роста производительного капитала? Будет расти отношение цен на активы, например недвижимость, акции, и доходов, которые они генерируют. Чем дольше будут занижены ставки, тем большее количество спекулятивных долгов будет создано в результате неустойчивого роста инвестиций, потребления и ВВП.

Скорость создания и сроки окупаемости долга не будут сбалансированы денежными потоками от производства и продажи товаров и услуг. Очевидно, что такое искусственное стимулирование и является причиной долгового кризиса.
Более того, если закредитованность экономики плохими долгами высока, то центробанку придется обесценить низкой ставкой еще больше сбережений, увеличив долги и расходы, направленные на поддержание «пузырей», нежизнеспособных компаний и банков. Вместо дефляции и списания плохих кредитов, экономику вынуждают страдать от анемичного роста, усугубленного бременем дороговизны.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Сможет ли война в Украине спровоцировать казахстанцев на новые массовые протесты

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Президент авиакомпании Питер Фостер — о доходах в кризис, новых рейсах и развитии FlyArystan

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить