Как работал экономический блок правительства Сагинтаева

16346

Своим мнением делится обозреватель Forbes.kz экономист Жарас Ахметов

Жарас Ахметов
Фото: Андрей Лунин
Жарас Ахметов

В течение 2017 и 2018 мне доводилось по нескольку раз в год встречаться с премьер-министром и членами правительства, отвечающими за экономический блок, на заседаниях экспертного совета по экономике. Возможно, я не объективен в своих оценках – личное общение накладывает свой отпечаток, но всё же считаю возможным высказать свое личное суждение о работе правительства.

У меня сложилось устойчивое впечатление, что сам премьер, его заместители и министры, во-первых, стремились как можно глубже разобраться с закономерностями, определяющими процессы, протекающие в нашей экономике, выявить барьеры, препятствующие ё развитию.

NB. Читатель может удивиться и даже возмутиться: правительство не понимает закономерностей развития отечественной экономики?! Но в этом нет ничего удивительного. Наша экономическая наука давно уже впала в полузабытьё. Научно обоснованный экономический анализ у нас давно подменён экономической публицистикой. Как писал классик, «песок - плохая замена овсу». Без серьёзных экономических исследований, ориентированных не на политическую конъюнктуру, а на объективные результаты, без их широкого обсуждения в профессиональной среде, без общественной дискуссии, которая не ограничена оглядкой «как бы не сказать чего лишнего», мы так и не будем понимать закономерностей нашего экономического развития. И надо отдать должное премьер-министру – он прикладывал реальные усилия для стимулирования развития отечественной экономической науки.

Во-вторых, правительство стремилось сделать свою работу как можно более открытой для общества: все заседания правительства транслировались через интернет в online-режиме и каждый, если бы захотел, мог быть в курсе того, что находится в центре внимания кабинета. Более того, на заседаниях экспертного совета по экономике обсуждались очень острые вопросы, и премьер-министр всегда подчёркивал, что результаты дискуссии могут и должны быть представлены в публичном пространстве. Другое дело (я говорю сейчас только о себе), внутренний Беликов всякий раз шептал: «Как бы чего не вышло». И, mea culpa, лично я предпочитал лишний раз отмолчаться, а не выносить предмет и результаты дискуссии на общественное обсуждение.

При этом правительстве вошло в практику обсуждение тех или иных мер экономического и социального развития на различных круглых столах, с привлечением популярных публицистов и журналистов.

NB. Среди упрёков, высказанных главой государства в адрес правительства, был и такой: «На все это накладывается неумение работать с населением со стороны членов правительства, министров, акимов, выслушивать их проблемы, разъяснять проводимую работу и политику». Справедливый упрёк. Одной открытости, демонстрации стремления к диалогу, оказывается, недостаточно. Дело в том, что существует гигантский разрыв в мировосприятии между населением и властными кругами. И этот разрыв порождает высокий уровень недоверия населения ко всему, что ему говорит или обещает власть. В такой ситуации открытость, готовность к диалогу с народом остаются просто незамеченными.

И не стоит забывать, что именно при ушедшем правительстве началась очередная атака на свободу слова в стране. Не правительство её начало, но оно ничего не сделало, чтобы её пресечь.

И всё-таки, справедливости ради, надо ещё раз подчеркнуть, что ушедшее правительство было наиболее открытым и готовым к диалогу из всех правительств, бывших до него. Но и оно, как справедливо указал президент страны, так и не смогло наладить диалог с обществом.

В-третьих, у меня сложилось устойчивое впечатление, что экономический блок правительства стремился найти решение проблем, стоящих перед нашей экономикой, в развитии конкуренции, совершенствовании рыночных механизмов. Об этом говорил премьер-министр, об этом же всегда говорили министры экономического блока.

NB. Но разговоры и стремление – это одно, а реальные результаты – совсем другое. Повседневные жизненные наблюдения показывают нам, что конкуренция искажается льготами и привилегиями для тех, кто близок к власти, что рыночные механизмы работают со сбоями. Недаром президент сказал, что «… правительству совместно с Нацбанком так и не удалось в полной мере создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики».

Если подытожить мои впечатления об отправленном в отставку правительстве, то они такие:

1) правительство (я говорю не обо всем кабинете, а только об экономическом блоке) искренне стремилось найти способы перезапуска казахстанской экономики, чтобы обеспечить не только долгосрочный экономический рост, но и рост качества жизни населения;

2) правительство вполне отдавало себе отчёт, что перезапуск возможен только на основе развития конкуренции и совершенствования рыночных механизмов;

3) правительство предпринимало для этого реальные усилия.

Но, как показала нам жизнь, всего этого оказалось недостаточно и реальные результаты далеки от поставленных целей.

Справедливости ради необходимо заметить, что и предшествующим правительствам также не удалось «создать реальные стимулы и инструменты для качественного роста экономики».

Можно предположить, что существуют фундаментальные причины, не зависящие от персонального состава того или иного кабинета, препятствующие созданию стимулов и инструментов для качественного роста экономики.

С точки зрения теории систем, экономика, будучи системой большой сложности, является подсистемой для общества, которая, с одной стороны, накладывает ограничения на развитие экономики, то есть формирует условия её развития, а с другой стороны, определяет мотивацию, то есть цели развития.

И если рыночные механизмы работают со сбоями, если конкуренция ограничена, то причины следует искать в особенностях общественной структуры, в тех условиях для развития экономики, которые она формирует.

Страна остро нуждается в открытой и честной дискуссии о нашем общественном устройстве, о тех возможностях и ограничениях, которые из него вытекают.

P.S. Так получилось, что когда эта заметка готовилась к публикации, стала известна оценка главы государства деятельности уже бывшего премьер-министра: «Скажу отдельно о премьер-министре Бакытжане Сагинтаеве. Он хорошо себя показал на предыдущих должностях акима Павлодарской области, министра экономики, вице-премьера и первого вице-премьера. Он – человек честный, добросовестный, опытный…».

Мои личные впечатления говорят о том же.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Диагноз казахстанской экономике

Смотреть на Youtube

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Мовчан: Казахстан не может жить идеально, когда в мире проблемы

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить