Как роботы приходят на смену банкирам

7061

Рассмотрим любопытные кейсы с конференции по искусственному интеллекту из Лас-Вегаса

Фото: pixabay.com

В американском Лас-Вегасе прошла конференция по искусственному интеллекту, где посетителям показали самые интересные кейсы современной цифровой индустрии. Не обошли организаторы вниманием цифровые банки. Революционным проектом, который вобрал в себя все последние мировые тенденции, стал индонезийский Union Bank с 5 млн клиентов. Всего за два года этот банк трансформировался из универсального в цифровой: индонезийские банкиры смогли за короткий промежуток времени поднять объём онлайн-операций по своему кредитному учреждению с менее 30% до 95%!

С чего индонезийцы начали свою цифровую трансформацию? Топ-менеджмент из Union Bank рассказал, что для начала они автоматизировали все рутинные операции, доверив это дело роботам-автоматам (RPA, robotics process automation). Попутно банкиры инвестировали серьёзные деньги в создание мобильного банка и удалённой единой фронтальной системы для сотрудников банка, которая поместилась в обычный планшет.

В 2019, создав цифровой фронт-офис, банкиры из Union Bank столкнулись с проблемой больших данных, ведь без Big Data нельзя представить дальнейший процесс банковской цифровизации. Поэтому сегодня, как говорят коллеги, основное внимание уделяется созданию «золотой записи» клиента, или, как они её называют, «клиент 360 градусов». В очередной раз индонезийские банкиры из Union Bank подтвердили тезис, что банковская цифровизация невозможна без правильного сбора, обработки, хранения, интерпретации и монетизации данных. Суть цифровой организации заключается в сборе, замерах показателей, выявлении потребности клиента, а уже на основе этих процессов, банкиры принимают бизнес-решения.

Например, в Union Bank используется такой процесс, как Customer journey map, грубо говоря – это «карта путешествия клиента» по цифровому банку: когда пришел, какие операции совершал, куда ездил, какие регулярные платежи совершает; учитываются и многие другие показатели жизни клиента в банке – это ценнейшая информация, которая собирается и автоматически обрабатывается. Индонезийцы говорят, что успешность цифровой трансформации бизнеса зависит от отношения организации к управлению данными, автоматизации процессов и внутренней культуры. В итоге получается, что современный цифровой банк - это не здание, где сидят сотрудники, а система бизнес-процессов, как внутренних, так и клиентских.

За роботами-автоматами большое будущее мировой банковской индустрии, RPA все глубже заходит в рутинные процессы. Это приводит нас к выводу, что современный цифровой банк не может полноценного развиваться без автоматизированного бэк-офиса (внутренние процессы в банке).

Сегодня казахстанские банки заявляют о цифровой стратегии. Правда, основная часть всех инициатив заканчивается в лучшем случае на этапе создания красивого интерфейса и незатейливого базового функционала. При этом в бэк-офисе трудится армия сотрудников, которая частично или полностью сопровождает операции «цифровых» клиентов. Очень похоже на шутку, в которой объясняется принцип работы принтера. Мол, внутри каждого принтера сидят гномики, которые цветными карандашами рисуют то, что пришло с компьютера. Бизнес-процессы в некоторых казахстанских банках похожи на эту шутку: клиент через мобильный банк совершает операцию, а внутри банка бедняга менеджер вручную совершает псевдоцифровую операцию. Такой путь развития является тупиковым, потому что объём цифровых операций растёт в геометрической прогрессии и на все процессы не хватит сотрудников банка. Конечно, можно подключить десятки тысяч людей, но это уже будет не цифровой банк, а пародия на него. Доля ручного труда в цифровом банке будущего не должна превышать нескольких процентов, всё остальное сделают роботы.

Нужно понимать, что digital-стратегия развития банка должна учитывать и внешнего клиента, и внутреннего; а все процессы необходимо оцифровывать от начала до конца (E2E, end-to-end). Только тогда масштабируемость бизнеса будет обеспечена без существенных затрат на персонал, который выполняет рутинную работу.

У роботизации банковских бизнес-процессов есть очевидные плюсы: роботы не устают, не ошибаются; процесс внедрения RPA не влияет на IT-архитектуру компании; ведётся учёт (лог) всех выполненных процессов; доработку можно проводить в тестовой среде (работа банка не прекращается); роботу не нужно рабочее место, медицинская страховка и многое другое; один такой робот RPA заменяет собой работу 3-7 человек.

Разумеется, процесс внедрения RPA требует определённого уровня компетенций у специалистов, времени и инвестиций. Помимо плюсов, есть сложность, которые подтверждают ценность банковских роботов. Например, RPA – это скрипт, который запускается человеком, так что «человеческий фактор» все-таки присутствует, хоть и на начальном этапе внедрения. Далее – RPA требует тщательной настройки всех «если» при нештатной ситуации. Потом, при внедрении RPA необходимо обеспечить корректность входных данных. Если робот на входе пользуется «кривыми» данными, то и результат будет соответствующий, даже если алгоритм работы был выбран верно.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Маргулан Сейсембаев про собственный бизнес, стратегию инвестирования и институте репутации

Смотреть на Youtube

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Как заработать на козах

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить