Надо ли винить центробанки в росте неравенства?

6175

Как монетарная политика влияет на распределение богатства и доходов

ФОТО: © Depositphotos.com\ginasanders

КЕМБРИДЖ (США) – Судя по тому, как часто фразы вроде «равноправный экономический рост» и «след монетарной политики в распределении доходов» сегодня звучат в речах руководителей центральных банков, очевидно, что монетарные власти испытывают серьёзные неудобства на фоне нарастающей озабоченности повышением неравенства. Но надо ли винить в этой проблеме монетарную политику и действительно ли она является правильным инструментом для перераспределения доходов?

В последние годы непрерывный поток комментариев называет политику центральных банков главным мотором роста неравенства. Если упрощать, то логика такова: сверхнизкие процентные ставки постоянно толкают вверх цены на акции, жильё, предметы искусства, яхты и практически всё остальное. А это непропорционально выгодно богатым людям, и в особенности сверхбогатым.

На первый взгляд этот аргумент может показаться убедительным. Однако при более глубоком рассмотрении он разваливается.

На протяжении последнего десятилетия темпы роста инфляции в развитых странах были крайне низким (хотя она и ускорилась в США в июне до 5,4%). Когда монетарная политика является главной силой, толкающей вниз процентные ставки, инфляция со временем будет повышаться. Но в последнее время имеются другие главные факторы, которые формируют тенденцию снижения процентных ставок. В их числе старение населения, низкие темпы роста производительности, рост неравенства и постоянный страх, что мы живём в эпоху, когда кризисы становятся более частыми. Последний фактор в особенности способствует появлению премии за «безопасные долги», которые будут погашаться даже в случае глобальной рецессии.

Да, Федеральный резерв США (или любой другой центробанк) может импульсивно начать повышать учётные ставки. Это «помогло» бы решить проблему неравенства в уровне богатства, благодаря спровоцированному хаосу на фондовых рынках. Но если ФРС будет настаивать на таком подходе, тогда почти практически неизбежно начнётся сильнейшая рецессия, которая приведёт к высокому уровню безработицы среди работников с низкими доходами. А средний класс будет наблюдать за резким падением стоимости его жилья или вкладов в пенсионных фондах.

Кроме того, из-за глобального доминирования доллара развивающиеся страны крайне уязвимы перед ростом долларовых процентных ставок, особенно в условиях пандемии Covid-19, которая продолжает свирепствовать. Да, 1% жителей развитых стран, которые обладают наибольшим богатством, могут потерять деньги, если одна страна за другой начнут оказываться на грани дефолта, однако намного больше пострадают сотни миллионов людей в бедных странах и в странах с доходами ниже среднего уровня.

Многие прогрессисты в богатых странах, судя по всему, не особенно тревожатся по поводу 66% мирового населения – тех, кто живёт за пределами развитых стран и Китая. Более того, те же самые претензии можно предъявить и к ставшей столь обильной научной литературе о монетарной политике и неравенстве. Многие из этих работ опираются лишь на американскую статистику, и в них вообще никак не вспоминаются люди, живущие за пределами Америки.

Несмотря на это весьма полезно попытаться понять, как именно (при разных допущениях и обстоятельствах) монетарная политика может влиять на распределение богатства и доходов. Вполне возможно, что с развитием искусственного интеллекта и повышением сложности монетарной политики экономисты сумеют найти более качественные индикаторы, чем занятость, для оценки стабилизационных свойств монетарной политики. Это было бы хорошо.

И даже сегодня регулирующая роль центральных банков означает, что они, несомненно, могут помочь частичному решению проблемы неравенства. Во многих странах, включая Японию, от банков фактически требуют открытия очень дешёвых или даже бесплатных базовых счетов большинству граждан с низкими доходами. Странно, что этого не происходит в США, хотя эту проблему можно будет очень элегантно решить, если и когда ФРС выпустит свою цифровую валюту центробанка.

Что же касается коррекции процентных ставок, то это слишком грубый инструмент традиционной монетарной политики, чтобы он мог играть какую-либо лидирующую роль в смягчении неравенства. Намного более эффективным и надёжным инструментом является бюджетная политика, включая налоги, пособия и целевые государственные расходы.

Одно из популярных решений проблемы неравенства в уровне богатства (его особенно активно отстаивают экономисты Эммануэль Саэс и Габриэль Цукман из Калифорнийского университета в Беркли) – налог на богатство. Но хотя эта идея далеко не сумасшедшая, её трудно осуществить справедливым образом, и с ней связан не очень хороший исторический опыт в развитых странах. Существуют более простые подходы, например, реформа налога на наследство или повышение налогов на прирост капитала, которые помогают достичь той же цели.

Другая идея: переход к системе прогрессивного налога на потребление. Это более сложная версия налога с продаж или налога на добавленную стоимость, которая позволяет ударить по владельцам богатств, когда они начинают тратить деньги. Углеродный налог также позволил бы получать огромные доходы, которые можно перенаправить в пользу домохозяйств с низкими доходами или доходами ниже среднего уровня.

Кто-то может возразить, что политический паралич не позволяет достаточно быстро продвинуться с реализацией любого из этих предложений о перераспределении доходов и богатства, и поэтому центробанкам надо заполнить этот вакуум, если мы действительно хотим обуздать неравенство. Но сторонники такого мнения кажется забывают, что центральные банки, хотя и обладают определённой степенью операционной независимости, не наделены полномочиями забирать у законодателей право принятия решений о бюджетной политике.

В течение последних десятилетий во многих странах снизился уровень крайней нищеты, и теперь ведущей социальной проблемой стало неравенство. Но мнение, будто процентные ставки центробанков могут и должны стать главной движущей силой повышения равенства доходов, ошеломляюще наивна, и не важно, как часто она звучит. Центральные банки могут делать больше для решения проблемы неравенства, особенно с помощью регулирования, однако они не могут сделать всё. И пожалуйста, в этих критически важных дискуссиях перестаньте игнорировать другие две трети человечества.

© Project Syndicate 1995-2021 

 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ержан Есимханов — о январских событиях, коррупции и неравенстве

Смотреть на Youtube

Алексей Ли: как бизнесмены нового поколения развивают Казахстан

Смотреть на Youtube

Жаксылык Сабитов: Почему Кунаев стал ролевой моделью для Токаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить