Оставаться ли россиянам в России или уезжать?

19208

Неизвестно точно, сколько именно россиян покинули свою страну после начала войны с Украиной. Одни говорят, что больше миллиона, другие - что меньше. Но точные цифры, возможно, не так важны на фоне калибра многих уехавших

ФОТО: © pixabay.com

Среди них наиболее образованные россияне – писатели, IT-специалисты, журналисты, режиссёры, музыканты, преподаватели, актёры и так далее.

Некоторые уезжают, потому что у них нет другого выбора. Журналисты, критиковавшие войну (например, Евгения Альбац, редактор журнала «The New Times»), были вынуждены бежать, чтобы избежать ареста за распространение «фейковых новостей» или за то, что они – «иностранные агенты». Другие уезжают, потому что считают жизнь внутри путинской России невыносимой.

Ольга Смирнова, прима-балерина Большого театра, переехала в Амстердам. Она говорит, что «никогда не думала», что ей будет «стыдно за Россию», но из-за войны она больше не может оставаться в стране. Сотни тысяч молодых мужчин бежали от недавней «частичной мобилизации», объявленной президентом Владимиром Путиным, решив не рисковать быть отправленными на войну, которую они не хотели начинать.

Знакомый в Москве рассказал мне, что количество людей, у которых был шанс уехать и которые им воспользовались, сейчас превышает число тех, кто решил остаться. Впрочем, некоторые видные фигуры, выступающие против путинской войны, всё ещё там, и по самым разным причинам: они не хотят оставлять близких; они не понимают, как можно продолжать работать за рубежом; они хотят видеть собственными глазами, что происходит в их стране. Независимый журналист Дмитрий Муратов пообещал: «Мы будем здесь работать до тех пор, пока холодное дуло пистолета не коснётся наших горячих лбов».

Такой выбор всегда сложен. В другие времена и в других странах, например, в нацистской Германии и коммунистическом Китае, люди сталкивались со схожей дилеммой. Если вы уедете, вы рискуете стать ненужным в собственной стране и превратиться в незваного гостя за рубежом. А если вы останетесь, вы можете попасть тюрьму – или с вами случится что-нибудь похуже.

Тех, кто уехал, часто критикуют, их называют трусами и предателями, но оставшиеся диссиденты оказываются зажаты между иностранными державами и собственным правительством. Россияне, которые любят свою страну, но ненавидят войну, оказались в таком же положении, что и патриотически настроенные немцы, которые ненавидели нацизм. У них очень мало друзей.

Решение уехать или остаться неизбежно формирует уверенность в собственной правоте, причём у всех сторон. Те, кто оказался в безопасности за границей и защищён от жестокостей войны и диктатуры, часто утверждают, что оставшиеся должны демонстрировать своё недовольство властями. На конференции в Риге бывший чемпион мира по шахматам и политический активист Гарри Каспаров объявил, что россияне, желающие оказаться «на правильной стороне истории, должны собрать чемоданы и уехать из страны». А те, кто этого не сделает, сказал он, «станут частью военной машины».

Кинорежиссёр Кирилл Серебренников, несмотря на многолетние преследования российскими властями, отказывался уезжать – ровно до тех пор, пока война не стала последней каплей. Он хорошо сформулировал проблему россиян, которые не согласны с Путиным: «Эта война была развязана президентом и политиками, за которых я не голосовал, но в глазах многих я являюсь их невольным пособником».

Томас Манн, самый известный немецкий писатель своего времени, бежал из нацистской Германии вскоре после прихода Гитлера к власти в 1933 году. Его жена была еврейкой, а его взгляды могли привести к скорому аресту, поэтому у него не было выбора. Он выступал с яростной критикой гитлеровского режима, которая транслировалась ВВС во время войны. После войны Манн заявил, что все немцы запятнаны нацистскими преступлениями. Он считал, что писатели, старавшиеся держаться незаметно, тоже были запятнаны.

Всё это спровоцировало резкий ответ других писателей, в частности Франка Тисса, который не был нацистом, но решил остаться в Германии. Именно он придумал фразу «внутренняя эмиграция» для тех интеллектуалов, которые держались в стороне, чтобы избежать проблем. Люди, подобные Манну, утверждал Тисс, были трусами, которые повернулись спиной к страдающим соотечественникам.

Тисс пошёл даже дальше и заявил, что оставшиеся продемонстрировали больше храбрости. Он говорил от имени многих немцев, которые остались и так никогда и не простили тех, кто, подобно Манну и кинозвезде Марлен Дитрих, уехал.

Острые разногласия между людьми, которые должны были бы находиться на одной стороне, но приняли разные экзистенциальные решения, – это один из триумфов репрессивных режимов. Он позволяет ещё сильнее снизить вероятность оппозиции.

Каждый раз, когда китайское правительство выпускает на волю хорошо известных диссидентов и позволяет им уехать на Запад, люди обычно приветствуют подобные жесты как правозащитную победу. Однако в реальности такого рода изгнание является эффективным способом избавления от критиков, которые на родине вскоре оказываются забыты или считаются оторвавшимися от реальности и никому не нужными. Ценой свободы за границей часто оказывается одинокая жизнь в качестве острых критиков тех людей, которых они оставили позади.

Исход из страны лучших и наиболее ярких россиян может быть весьма полезен учреждениям науки, искусства и образования на Западе. И, конечно, всё это повредит долгосрочным перспективам России. Но Путин, вероятно, не будет обращать на это внимания, пока он может оставаться у власти.

Россияне, решившие остаться, будут страдать от долгосрочных последствий путинского милитаризма, возможно, даже сильнее, чем украинцы, на которых сейчас легли все тяготы войны. По словам Ильи Колмановского, известного биолога и научного журналиста, всё-таки покинувшего Россию из-за войны, «со временем люди поймут, что путинское вторжение было нападением ещё и на Россию».

© Project Syndicate 1995-2022 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Олжас Сатиев: как воюют украинские и российские хакеры и как от санкций пострадает Казахстан?

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Тимур Турлов – новый миллиардер из списка Forbes

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить