Поделись автомобилем

10407

Два коллективных способа бороться с постоянным ростом количества машин на дорогах

Фото: Андрей Лунин

Одной из ключевых проблем Алматы является транспортная. Переизбыток автомобилей, не готовые к такому количеству машин дороги, часы, проведенные в пробках... Все это вызывает особое раздражение у алматинцев.

В августе 2010 года исследование Wards Auto – издания, освещающего автомобильную индустрию более 80 лет, показало, что количество машин в мире превысило 1 млрд, а Shell прогнозирует, что к 2050 году эта цифра увеличится как минимум вдвое.

Такие перспективы, согласно оценкам Российской академии транспорта, будут сопряжены с немалыми трудностями для крупных городов, строившихся во времена, когда о таком количестве автомобилей никто и не думал: малая удельная плотность магистральных улиц и неразвитость сети местных улиц; низкая пропускная способность улиц и пересечений; совмещенное движение общественного пассажирского транспорта, легкового и грузового движения; применение для регулирования движения устаревших методов и технических средств, ориентированных на движение транспортных потоков малой плотности; отсутствие системы информационного обеспечения городского движения; практическое отсутствие системы обеспечения парковок в городе.

Несколько примеров американских стартапов показывают, что коллективные усилия помогают бороться с этими проблемами довольно эффективно, как с точки зрения экологии, так и с точки зрения денег. 

Отдай машины в аренду

Сервис Getaround.com, созданный в мае 2011 года Элиотом Кроо, Сэмом Заид и Джессикой Скорпио, предлагает своим пользователям сдавать свои автомобили в аренду на то время, пока они ими не пользуются. Например, среднестатистический водитель сидит за рулем по пути на работу и с работы домой, а остальные часы его машина просто стоит на парковке, в то время как на ней можно было бы зарабатывать. Согласно исследованию Getaround, в наши дни 1 млрд машин простаивает 22 часа в сутки. 

От пользования сервисом Getaround.com в выигрыше остаются все: экология принимает на себя меньше выбросов углекислого газа, так как каждая машина, которую сдают, убирает с дорог 13 других, арендодатели зарабатывают, не отвлекаясь от основной работы, а арендаторы экономят около 80% от расходов на собственную машину. Сдавая машину, можно было бы зарабатывать от $355 в месяц. Стоимость аренды авто через сервис Getaround.com колеблется от $3 до 25 в час, также есть возможность сдавать машину по дням (от $15 до 150) или неделям (от $60 до 500). Сама компания зарабатывает на комиссии с владельцев авто 40% от стоимости аренды. Для клиентов аренда, например, Honda CRV 2008 года выпуска будет стоить $3 в час, а такой машины, как Porsche 911 Carrera Coupe, - $50 в час. Стоимость определяет владелец. А арендаторы могут заработать $10, если расскажут о сервисе своим друзьям через социальные сети.

Основатели проекта за четыре раунда фондирования получили $19 млн. В них вложили свои деньги СЕО Yahoo Мариса Майер, актер Эштон Катчер, Menlo Ventures, Innovation Endeavors и другие.

Большое количество людей, сдающих машины на постоянной основе, навело основателей сервиса на создание дополнительной услуги – Getaway. Она предназначена для тех, кто либо вообще не пользуется своим авто, либо уезжает в долгую командировку. Если вы решаетесь воспользоваться Getaway, то вам необходимо отдать свою машину минимум на шесть месяцев в руки работников Getaround.com. Последние в свою очередь обязуются заработать вам по $1000 за каждый из первых трех месяцев. 

В каждую из машин, участвующих в Getaway, ставится специальный прибор – Getaround Carkit. Это небольшое устройство снабжено GPS-трекером, с помощью которого владельцы могут отслеживать местонахождение машины, более того, Carkit делает машины управляемыми с помощью смартфона. Таким образом, можно открывать авто, заводить двигатель или в необходимый момент блокировать работу полностью.

Автомашина – это святое для любого казахстанца, поэтому довольно сложно представить, что подобная услуга найдет много сторонников у нас. Но все меняется со временем – сначала люди делятся своими фотографиями в соцсетях, а завтра и автомобилем начнут. Это неизбежно, судя по тому, как подобные Getaround-сервисы появляются в разных странах мира.

Все идем в таксисты

Джон Зиммер ушел с Уолл-стрит и, найдя партнера через Facebook, запустил собственный стартап Zimride. Zimride – это сервис для поиска попутчиков. Пользователи могут выступать как в роли пассажиров, так и в роли водителей. Последние зарабатывают на этом деньги.

Суть проекта заключается в том, что, когда вы собираетесь куда-то ехать, вы публикуете свои точку отправки, прибытия и время, а также количество свободных мест и их стоимость. Пост становится доступным вашим друзьям с Facebook или всем пользователям интернета – на ваше усмотрение. Если находятся те, кому с вами по пути, он прямо с сайта Zimride.com бронируют место в автомобиле, после чего водитель может посмотреть информацию об этом человеке с Facebook. Далее шофер либо подтверждает бронь, либо отвергает, деньги же с пассажиров снимаются только после самой поездки.

Если сравнить стоимость проезда от Нью-Йорка до Вашингтона, то Zimrider.com выигрывает у поездов и самолетов минимум в 3 раза. Билет в один конец по такому маршруту поездом будет стоить от $82 до 199, самолетом - от $60 до 800, а с помощью стартапа Джона Зиммера - от $20 до 50. Общая сумма привлеченных инвестиций в проект составила $7,5 млн. Основными инвесторами выступили Mayfield Fund, FLOODGATE, K9 Ventures, вложив порядка $6 млн.

Особенностью бизнес-модели является то, что они на особых условиях предоставляют сервис компаниям и университетам, среди которых Стэнфорд, Гарвард, все 10 филиалов Калифорнийского университета, Intuit, Facebook, PricewaterhouseCoopers, и LiveNation.

В Алматы более полумиллиона зарегистрированных транспортных средств. Это самый высокий показатель в стране. Многие водители едут только лишь от дома к работе, а потом от работы к дому, это можно легко заметить утром по дороге на работу, когда видишь, что в большинстве машин сидит только водитель. Представьте, если хотя бы 10 тысяч алматинских автовладельцев (всего 2% от общего автопарка) будут брать попутчиков, которым подходят их время и маршрут, это 10–20 тысяч алматинцев не будут пользоваться общественным транспортом или такси, что в час пик снизит общую нагрузку на трафик, а косвенно еще и может повлиять в сторону отказа от намерения таких попутчиков купить собственный автомобиль. Это в целом напрямую повлияет на экологическую обстановку в городе.

В Казахстане таких сервисов пока не слышно, но есть российский стартап podorozhniki.com, работающий по схеме zimride.com. На российском ресурсе можно найти и редкие заявки по казахстанским городам.

А можно брать не только попутчиков, но и груз для доставки. Проект citizenshipper.com позволяет тем, кто едет из одного населенного пункта в другой, брать дополнительный груз, получая за это определенную плату. По оценкам Федерального агентства по дорогам и Министерства транспорта США, 29% фур на американских дорогах едут порожняком, в результате чего просто так сжигается топлива на $30 млрд, нанося дополнительный ущерб экологии. Если же прибавить обычные машины, то недоиспользованный объем потенциальных грузоперевозок станет еще более внушительным.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Татьяна Пятина - специалист по BDSM в IT

Смотреть на Youtube

Арман Сулейменов – IT-звезда Казахстана

Смотреть на Youtube

Сможет ли война в Украине спровоцировать казахстанцев на новые массовые протесты

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить