Проблема выбора

7593

С каждым дополнительным процентным пунктом инфляции покупателю становится сложнее выбирать: реальный рост цен сжимает покупательную способность доходов, а подогреваемые волатильностью валютного рынка ожидания дальнейшего роста цен только повышают градус и без того тревожных настроений

К декабрю 2015 года темпы инфляции увеличились до 13,6 % к аналогичному периоду предыдущего года. Согласно данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики, одежда и обувь, предметы домашнего обихода и здравоохранение традиционно показывают самые высокие темпы.

Но если с обновлением гардероба можно подождать или выбрать менее дорогие бренды, то отказаться от покупки продуктов питания будет гораздо сложнее.

На первый взгляд, там не все так катастрофично: если одежда и обувь выросли в цене на 32,9 %, то продукты «всего» на 10,4 %. Но дьявол, как всегда, кроется в деталях. В расходах населения продукты питания составляют почти половину бюджета домохозяйства – 44,4 % по состоянию на второй квартал 2015 года, – поэтому любое изменение цен в этой категории сказывается на общем уровне жизни населения.

Уже к концу прошлого года стало очевидно, что среди базовых продуктов покупателям придется тщательнее подходить к выбору фруктов, учитывая цену (согластно статистическим данным, рост цен составил 31,6 % к декабрю 2014 года), подсолнечного масла (+29,2 %), рыбы (+19,5 %), сахара (+19,8 %), чая (+16,1 %).
В то же время за основные блюда можно быть спокойными: инфляция по мясу находится на минимальном уровне в 2,9 %, овощи (картофель, морковь, лук репчатый, капуста, свекла) немного подешевели, а молочные продукты и мука не превысили 10 %-ной планки – 6,4 и 8,2 % соответственно.

Впрочем, хоть инфляция и обесценивает покупательную способность денег, но необязательно приводит к снижению уровня жизни, так как последний зависит и от динамики доходов населения. Согласно данным официальной статистики, безработица находится на привычном уровне – 5 %.

За январь-октябрь 2015 года индекс номинальных доходов составил 106,3, а за вычетом инфляции (на тот момент составлявшей 4,8 %) индекс реальных доходов достиг 101,5.

Учитывая, что к концу декабря инфляция в годовом выражении выросла до 6,6 %, есть угроза столкнуться со стагнацией показателя реальных доходов населения (к сожалению, на момент подготовки публикации данные за ноябрь и декабрь не были доступны).

За последние два года даже простые граждане без специального экономического образования поняли и в полной мере ощутили на себе силу действия модели «цена на нефть – курс тенге – розничные цены». Покупателю совсем не обязательно владеть тонкостями экономической теории, чтобы убедиться: пока цены на нефть не стабилизируются, тенге будет продолжать падать, а цены на товары расти. Именно эта модель мышления во многом и будет определять настроения покупателей в нынешнем году.

Как страх и жадность определяют многие инвестиционные решения на фондовом рынке, они так же будут определять поведение покупателя у полки: «Сегодня скидки? Есть смысл закупиться впрок, цены все равно будут расти!»; «Продавец на рынке сказал, что скоро цены поднимут, но пока продают по старым»; «Микроволновка, которую мы планировали купить, теперь стоит на 20 % дороже – давай пока не будем покупать, очень дорого».

Проблема выбора впредь будет стоять перед потребителем все острее, а значит, ее придется решать и любому бизнесу, который с потребителем связан.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Начинали с базара: как Александр Дериглазов с братом построили империю «Меломан»

Смотреть на Youtube

Владелец Line Brew: первое за 10 лет интервью

Смотреть на Youtube

Зачем Bereke Bank сменил имидж

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить