Казахстанские комиксы

Адиля Смагулова и Оразхан Жакуп основали первый альманах комиксов в стране и рассказали ForbesLife о казахских батырах на новый лад

Фото: Андрей Лунин

Комиксы Хана

Где и когда появился комикс в современном виде, никто не знает точно. Кто-то говорит, что его родина – Япония, кто-то напоминает о Китае. У большинства комиксы прочно ассоциируются с Америкой и супергероями в длинных плащах. Самые известные экземпляры представлены в различных музеях и галереях по всему миру и выставляются на аукционах по астрономическим ценам.

Сейчас это глобальная индустрия, связанная с кино, сериалами, аниме и с миллионами фанатов. Не удивительно, что и на полках книжных магазинов появился сборник комиксов с пометкой «KZ». Это был лишь вопрос времени. Но возникает и другой вопрос: не временная ли эта мания?

Адиля готовит крепкий чай и разливает по кружкам во время интервью, Оразхан с энтузиазмом рассказывает, развалившись в домашнем кресле. Адиля Смагулова и Оразхан Жакуп – создатели и нынешние редакторы первого в Казахстане альманаха комиксов KHAN COMICS. Именно они подняли небывалую волну интереса к комиксам и поддерживают ее. Впереди радужные перспективы и ожидания, планы на будущее и медленные шаги на пути к их осуществлению. Идея создания подобного сборника вынашивалась Оразханом уже давно. То были рисунки на салфетках в кафе, мучающие вопросы, попытки с друзьями – Стасом Мисюриным и Павлом Шеином – создать комиксы и открытие одноименной газеты в 2003 году. 

Попасть в альманах довольно просто. Главное требование – уметь рисовать 

Все перешло на совершенно новый уровень лишь в сентябре прошлого года. Именно тогда в одном из алматинских вузов прошла выставка, посвященная комиксам, и хотя сама выставка особого успеха не имела, удалось сделать самое важное: познакомиться, собрать авторов, обсудить идею и выпустить первый сборник. Как редакторы Адиля и Оразхан первым выпуском недовольны. Ошибки при печати, дешевая бумага, уровень авторов производят негативное впечатление. Говорят, первый блин комом. 

Нынешний, уже четвертый по счету, выпуск создателей устраивает, никто и не думает зацикливаться на трудностях. И без того этих трудностей было более чем достаточно. Ведь создание своего собственного дела, не подкрепленного финансовой поддержкой или нитью успешных связей, – уже тяжелое испытание для молодых людей. Поиски типографии по приемлемой цене, рекламодателей, переговоры с распространителями… Редакторы кивают и повторяют, что это дело везения. Порою можно найти и закрепить четыре сделки с рекламодателями за один день, порою – ждать и сидеть ни с чем. Когда я говорю о цене купленного мною сборника в одном из книжных магазинов города, брови Оразхана поднимаются вверх. Накрутка распространителей тоже не приносит особых поводов для радости, мне как покупателю особенно. Но это шаг вперед, это сотрудничество и прямые продажи, и даже по завышенной цене комиксы моментально улетают с полок. 

Справа обложка одного из пос­ледних сборников отечественных комиксов.

На сегодняшний день сборник продается в самых крупных сетях книжных магазинов «Меломан» и «Книжный город». 

Попасть на страницы комиксов довольно просто – для этого не нужно получать специальное образование или кому-то платить. Главное – уметь рисовать и обладать воображением. Наш автор комиксов – это и сценарист, и художник, и редактор в одном лице. 

Все эти обязанности вперемешку – непростая работа, требующая огромной отдачи. Адиля и Оразхан лишь улыбаются на все вопросы, связанные с прибыльностью такого дела. Постоянно собирать авторов, вытаскивать из них нужный материал, редактировать, ругаться, снова редактировать и снова ругаться… Но для них это работа мечты, горячо любимая и делаемая лишь ради удовольствия. Можно ли далеко уйти на одном энтузиазме? Если оно подкреплено талантом, почему бы и нет? 

«Главное – это попасть в нужное время в нужное место, – говорит Оразхан. – Мы попали в нужное время. Именно в этот момент, когда идея о независимости, новая оценка собственной истории и культуры стали так популярны, появились KHAN COMICS. Сейчас, где бы ни увидели изображение Батыра на фоне Великой степи, вещь будет обязательно куплена или как минимум не останется без внимания».

 Но мало, наверное, попасть под особую общественную волну. В любом случае успех сборника будет зависеть в первую очередь от содержания. Могут ли казахстанские художники составить конкуренцию авторам других популярных сборников комиксов? Стоят ли они на одном уровне с японскими, российскими или американскими коллегами? Ответ однозначный: могут. «На международных выставках и соревнованиях наши ребята удерживают первые места, и это живое доказательство их уровня. К примеру, один из наших авторов – Евгений Яковлев занял первое место в основной категории на ежегодном российском фестивале комиксов «КомМиссия», на том же фестивале художник Тимур Давлетгиреев оказался одним из лучших в категории «Манга». На фестивале Art Fest в Астане летом 2012-го наши ребята показали себя не хуже Японии или Китая. Уступаем мы только в количестве работающих художников. У нас их намного меньше», – рассказывает Оразхан.

Действие

Несмотря на преданность любимому делу, назвать эту работу безоблачной сложно. На то есть несколько причин. Создание комикса – это сложный творческий процесс. Каждый автор имеет свой собственный внутренний мир и оценку своего комикса. Редактировать такой материал – словно проводить ножом по сердцу художника. Никакой порнографии, откровенного насилия, пропаганды алкоголя, наркотиков и т. д. Нередко появляются разногласия и споры, вплоть до отказа публиковать материал. 

Казахские мотивы – одна из самых успешных тем Khan comics. Сцены с батырами пользуются особой популярностью

И снова вопрос встает о количестве работающих художников. Найти тех людей, которые готовы посвятить себя комиксам, почти невозможно. Они относятся к этому как к хобби, приятному бонусу, но в приоритете всегда будет стоять реальная работа с реальной возможностью заработка, а не рисованные истории. 

К комиксам относятся как к детскому развлечению. Всему виной огромное количество стереотипов, связанных с журналом «Мурзилка», карикатурами, и представление, что комиксы – это детское развлечение. В развитых странах комикс – один из видов искусства, но почему они упорно игнорируются и не воспринимаются всерьез у нас? Возможно, все связано с тем, что в Казахстане не было культуры комиксов, как в Японии, Америке или во Франции. Там, за несколько тысяч километров от нас, автор комиксов – это бог собственной реальности, с армией фанатов и большим денежным состоянием. По комиксам снимают фильмы и сериалы. Комиксы приносят неплохую прибыль всем, кто с ними связан. Они легки в чтении, интересны и позволяют в короткий срок без дополнительных денежных средств создать фантастическую историю. Но задевать культуру, не задевая вопрос стиля, – еще одна ошибка. 

Особо интересным является тот факт, что во многих странах, где комиксы пользуются большой популярностью, имеется свой, выработанный за много лет, стиль. В манге (японский вид комиксов) мы видим неимоверно большие глаза героев, акцент на эмоциональности, крупные планы. Манга создается и выпускается преимущественно в азиатских странах, большими потоками и тиражами. Там читатели замкнуты и хотят видеть сильный эмоциональный взрыв, там читателей много и ритм жизни такой быстрый, что выпуск мгновенно продается. BD – европейский вид комиксов, появившийся во Франции. Здесь преимущество будет отдаваться прорисовке каждой мелкой детали, каждого дверного косяка – автор не торопится и рисует за чашечкой крепкого кофе с круассанами. Герои обычно замкнуты и молчаливы. 

В своих работах авторы опираются на западные традиции, что отражается на оформлении и диалогах

Япония, Франция, молчим об Америке с ее яркими, цветными комиксами, появившимися после Второй мировой войны, где один герой, простой паренек из тихого штата, спасает все, что плохо лежит. А есть ли в Казахстане свой стиль? Дойдет ли KHAN COMICS до того, что сможет публиковать наряду с мангой или BD какой-то особый вид казахстанского комикса? «Нет культуры комикса – нет стиля. Всему свое время, – отвечает Оразхан. – Вполне возможно, через много лет авторы выработают свой собственный стиль. Это вопрос времени. И даже России, где появился особый русский стиль прорисовки комикса, потребовалось какое-то время. Не все сразу».

Финал

 Все больше нового и интересного появляется вокруг нас и, самое главное, появляется у нас. Фильмы, книги, рисунки, одежда, мультфильмы… Этот список можно продолжать до тех пор, пока он не уткнется в новую отрасль – комиксы. И, как это обычно происходит, все начинается с осознания и оценки казахской истории. Герои казахстанских комиксов – это кочевые племена, чудовища и ведьмы из древних легенд, батыры, отправившиеся на поиски себя, но нашедшие любовь. Создатели и авторы хотят оставаться на волне и планируют к следующему году запустить полноценную книгу комиксов, в которой заново для нас, по-голливудски эффектно предстанет история казахских героев, бродивших по степи. А там, кто знает… Может, пройдет какое-то время, и, подобно истории о супермене, начнется лихорадка многосерийных мультфильмов и фильмов о каком-нибудь Ермеке – «воине со сверхспособностями». Хочется в это верить.

Сейчас создается целая книга, посвященная казахским героям

Команда KHAN COMICS не заглядывает столь далеко, сконцентрировавшись лишь на ближайших планах: подготовка полноценной книги в печать, выход пятого номера, разработка и сбор работ для шестого. 

Отдельным поводом для гордости в пятом выпуске станет сотрудничество с одним из известных китайских художников Чжу Ю Ченом. Решается проблема нехватки художников. Если авторы первого сборника были результатом выставки или старых связей, то сейчас KHAN COMICS самостоятельно готовит авторов в свой сборник при помощи курсов комиксов, на которых авторы, возможно, не научатся рисовать, но узнают о правильном построении кадра, прорисовке, научатся делать комиксы и в будущем выставлять их в альманах.

Сюжет может перенести вас также в мире фэнтези, научной фантастики и обычных сказок

Но успех – явление времененное, и при неправильном ведении дел даже не имеющий аналогов интересный проект может развалиться. Как долго будет продолжаться эйфория, связанная с первыми выпусками сборника? Смогут ли создатели оценивать настроение масс и выпускать актуальный и всегда интересный материал? И снова вспоминаются не один раз сказанные слова Оразхана: «Главное – это попасть в нужное время в нужное место». До сих пор KHAN COMICS попадали. Попадали с выставкой комиксов, что обернулась сбором авторов и созданием идеи альманаха. Попадали на видные витрины «Меломана», что помогло продать все экземпляры до единого. Попадали с авторами, попадали с читателями, попадали с идеями, попадали со временем. Удача ли это или множество раз проанализированное ведение дел – неизвестно. Остается верить, что последнее. 

Ведь «попадать» постоянно не получится, а идея с «Ермеком со сверхспособностями» на большом экране местного кинотеатра так завлекает. 

Возвращайтесь к нам через 13 часов, к публикации готовится материал «Близок ли фунт к переломному моменту?»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
24381 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить