Что делать потребителю информации в эпоху fake news

7844

Понятие «fake news», или недостоверные новости, в последнее время стало особенно распространено. Всё чаще информация, принимаемая аудиторией за истину, подлежит опровержению, а иногда заканчивается судебными исками. Этот вопрос особенно часто поднимается не только на страницах медиа, но и в правительствах. В ряде стран даже принят соответствующий закон о распространении заведомо ложной информации

Иллюстрация: Depositphotos.com/SIphotography

Если одни видят в этой проблеме исключительно социальный аспект, то другие с уверенностью заявляют об уникальной возможности для традиционных медиа.

Недоверие растёт

Недавно Институт Reuters опубликовал News Digital Report за 2019, и результаты лишний раз подчеркивают наличие проблемы. Уровень доверия к СМИ во всех странах упал в среднем на 2%. Только 49% опрошенных указали, что доверяют тем медиа, за которыми следят.

Высок оказался и процент обеспокоенности населения реальностью тех новостей, которые поставляют средства массовой информации. В Бразилии озабочены этим вопросом оказались 85% опрошенных, 70% в Великобритании и 67% в США. Германия и Нидерланды оказались в числе стран, более уверенных в своих СМИ. В обеих странах процент обеспокоенной аудитории составил менее 40%.

Вывод из полученных данных напрашивается сам собой: как минимум половина аудитории современных медиа относится к источникам с недоверием, и проблема касается не только точки зрения и ракурса, с которого издания освещают события. Речь идёт о публикации непроверенной, неподтверждённой и зачастую ложной информации.

Кстати, проблема доверия была затронута на прошедшем в мае этого года в Алматы Евразийском медиафоруме. Министр информации и общественного развития РК Даурен Абаев отметил: «Социальные сети сейчас конкурируют с профессиональными масс-медиа, но я бы выделил две важные вещи: авторитет и доверие. К профессиональной журналистике доверие всегда будет выше, потому что материалы журналиста, в отличие от социальных сетей, прежде чем быть опубликованными, всегда проходят определенную проверку. Я надеюсь на то, что в будущем журналистика останется последним и самым верным источником информации».

Титаны против блогеров

Всё это несомненно связано со стиранием рамок между традиционными и современными медиа.

Читатели нередко считают блогеров, публичных персон и свободных аналитиков, не привязанных ни к одному изданию, достаточно убедительными источниками информации. В то же время, несмотря на сходство с изданиями, блогеры практически не несут ответственности за проверку данных, а большинство их текстов являются мнениями, как классические колонки.

Новости же распространяются от таких источников куда быстрее и перепечатываются по несколько раз, достигая агрегаторов и выходя на экраны компьютеров и мобильных устройств. А вот необходимость проверки и подтверждения, как и структура издания в его оригинальном понимании, все это отнимает ценное время. Пока текст проходит через фактчекинг, редактора и корректора, фейковая новость успевает стать сенсацией. И остановить такую сенсацию куда сложнее, чем может показаться, ведь свою роль играет и сарафанное радио.

Кстати, одним из видов такого «радио» вполне можно назвать и социальные сети: доверие к новостям из соцсетей, согласно данным Reuters, остается стабильным, но весьма низким. Только 23% респондентов воспринимают информацию из новостной ленты в соцсети, как и новости из поиска, за чистую монету.

Исследование Reuters говорит лишь о том, что аудитория начинает это осознавать, оттуда и появляется недоверие.

Цена формата

Для классических СМИ это означает новую возможность. После удара, который нанесла популяризация цифрового формата, большинству известных брендов пришлось адаптироваться и искать новые удобные способы остаться в информационном пространстве. Один из таких способов — это подписка на цифровую версию издания. По такому пути пошли медиагиганты The NY Times и Financial Times. Среди тех, кто перешёл на частично платный формат, отметились также Wall Street Journal, Bloomberg, Guardian и многие другие. Всё это оказалось необходимо для удержания аудитории и сохранения финансовых показателей.

Явление fake news дало читателям толчок к поиску достоверных источников информации, изданий, которые несут ответственность за публикацию, потому проверяют данные. Более четверти респондентов во всех странах, где проводился опрос, заявили о том, что начали полагаться на более авторитетные издания. В США этот показатель составил рекордные 40%. Также интерес к источникам с сомнительной или подпорченной репутацией за прошлый год упал.

Правда или фейк

Однако такие показатели вовсе не значат, что для традиционных медиа настали счастливые времена. Напротив, падение доверия сказывается на всем медиапространстве, да и бренд не всегда означает защиту от fake news. Иными словами, необходима разумная система регулирования информации, дабы читатель мог получить уверенность в тех новостях, которые к нему поступают. Сейчас, когда аудитория ищет надёжные медиа, у традиционных СМИ есть реальная возможность удержать аудиторию, предоставляя не только новости, подкреплённые фактчеками, но и аналитику или репортажи. Информация в любом случае уходит в цифровое пространство, и от блогов и соцсетей никуда не деться, но именно fake news дают шанс замедлить падение доли рынка.

Одно из условий, которое по-прежнему сможет остановить читателей, это необходимость платить за качественную информацию. Но в данном случае всё упирается в выбранный изданием формат: новостные материалы подхватят агрегаторы и они будут так или иначе доступны всем, а вот более серьёзные тексты, конечно же, стоит продолжать распространять по подписке.

Что же касается сторонних угроз, то исходят они вовсе не от новых медиа, а от платформ, развивающих собственные медиа внутри экосистем. Сюда входят и агрегаторы, такие как Google, и платформы типа Facebook или Telegram. А обратившись к опыту китайского WeChat, можно отметить слияние функционала сразу нескольких приложений и, как следствие, массовый захват рынка. В Китае WeChat занимает 34% трафика, в то время как Facebook в Северной Америке занимает лишь 14%. Этот процесс затормозить невозможно, можно лишь притормозить.

Выход можно найти в неожиданном партнёрстве, ведь, объединив усилия, традиционные СМИ и внешние мессенджеры или соцсети могут создать пространство для публикации проверенной информации с широким охватом.

Пока читатели не уверены в том, каким новостям можно и нужно доверять, самым эффективным способом остаётся самостоятельная проверка информации.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как построить бизнес в Казахстане без агашек

Смотреть на Youtube

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить