Бриллиант из Казахстана

5520

Как Kusto Group реализовала международный девелоперский проект во Вьетнаме

Фото: Phi Phi Vinh

Парни и девушки танцуют кара-жорга. Домбристы исполняют мировую классику. Эта обыденная для Казахстана картинка кажется сюрреалистичной, когда дело происходит в Хошимине – самом крупном городе Вьетнама. Ее увидели участники октябрьского гала-ужина, который проводила компания Kusto Home, девелоперское подразделение казахстанского инвестиционного холдинга Kusto Group, в честь завершения строительства ЖК Diamond Island.

«Diamond Island является первым успешным опытом казахстанского девелопмента на международных рынках в luxury-сегменте и первым крупным казахстанским проектом во Вьетнаме», – отметил председатель совета директоров Kusto Group Еркин Татишев (№11 рейтинга богатейших бизнесменов Forbes Kazakhstan).

Председатель правления Kusto Home Мурат Утемисов сказал, что появление проекта было бы невозможно без здорового авантюризма: «Мы, как группа, никогда не ставили себе целью выходить только на сформировавшиеся рынки, всегда искали что-то интересное, что станет для нас вызовом».

Рынок Вьетнама компания стала осваивать еще в 90-е, поставляя сюда минеральное сырье. «10 лет назад стало понятно, что страна имеет большой потенциал: сегодня это почти 100 млн населения, из которых 70 % моложе 35 лет. Это одна из самых быстрорастущих экономик не только Азии, но и мира», – отмечает Утемисов.

Именно поэтому в 2007-м Kusto Group купила в Хошимине остров, чтобы реализовать девелоперский проект. Остров площадью 8 га имеет каплевидную форму, поэтому местные назвали его Бриллиантовым. Со всех сторон он омывается рекой Сайгон.

«Территория была дикой, со слаборазвитой инфраструктурой. Потому что администрация Хошимина относительно недавно начала развивать этот район, чтобы разгрузить бизнес-центр города, – поясняет Утемисов. – Время показало, что мы удачно выбрали расположение для ЖК: в 2018-м правительство возвело мост (мы были соинвесторами), и теперь от Diamond Island к центру Хошимина можно доехать всего за семь минут».

В 2008 году компания провела международный тендер, который выиграл знаменитый архитектор из Японии Арата Исодзаки. Он спроектировал ЖК класса люкс, состоящий из девяти башен. «В 2009-м мы начали продавать площади в первых двух башнях, однако карты спутал финансовый кризис, который разразился во Вьетнаме в 2011–2012 годах. Кроме того, прежняя проектировка стала неактуальной», – вспоминает Утемисов.

В 2015-м он перебрался во Вьетнам и вместе с командой пересмотрел концепцию. Было до семи сокращено количество башен и изменена их планировка. В совокупности это дало самую низкую плотность застройки в Хошимине: всего 15 % острова заняты домами, 85 % – ландшафтное пространство.

«Вьетнамцы, как и казахи, почитают семейственность, поэтому мы позиционировали комплекс как дом для трех поколений, и для каждого создали комфортные условия. Причем мы даже учли потребности детей разных возрастов: открыли предшколу, создали детские площадки для малышей. Для тех, кто постарше, сделали в детском бассейне аквапарк, хотя так не принято в ЖК. Для подростков есть workout-пространства, корты, баскетбольная и волейбольная площадки», – перечисляет Утемисов.

Взрослые во Вьетнаме любят не просто купаться, а заниматься спортивным плаванием. Поэтому в Kusto Home приняли решение разделить бассейны – 50-метровый, детский и resort style. Площадь водной глади всех трех составляет 2300 кв. м, сюда не входят частные бассейны в пентхаусах Pool villa на нижних этажах и Sky villa на верхних.

«Для старшего поколения имеется зона релаксации Zen Garden с садом камней, площадкой для занятий йогой, местами для настольных игр, – рассказывает Утемисов. – Есть также место для проведения open air party, зоны барбекю, рестораны, магазин, спа, бесплатный фитнес-зал – всего 42 объекта».

Чтобы улучшить обслуживание ЖК, Kusto Home создала «дочку» по управлению недвижимостью. «Мы сотрудничали с международной компанией в сфере property management. Но приходилось ждать, чтобы элементарно помыли окна, потому что заявка проходила через их систему согласований. Поэтому решили сами управлять ЖК», – поясняет собеседник.

«Во второй фазе мы разработали планировки 1-bedroom квартир (гостиная плюс спальня), 2-, 3-, 3+ (с комнатой для персонала) и 4-bedroom, двухэтажные дуплексы, пентхаусы Pool villa и Sky villa, а также Garden villa с прилегающими участками земли. Был уверен, что 3+ bedroom будут активно покупать богатые семьи, которым нужна спальня для обслуживающего персонала. Но они не пошли, – говорит Утемисов. – Тогда мы придумали такой ход. Сделали внутри одной большой квартиры 1-bedroom и 2-bedroom – практически автономные отделения с общей входной дверью. Во Вьетнаме развит рынок инвесторов, которые покупают квартиры, чтобы сдавать их в аренду. И они получили опцию: покупаете квартиру «2 в 1», живете в одной части, а вторую сдаете, пока ваши дети не вырастут. Это сработало».

Объем продаж в ЖК составил порядка $400 млн. Стоимость «квадрата» зависит от расположения башни, вида, этажности (всего 29 этажей), планировки, отделки. Допустим, в первой башне Hawaii (все башни носят названия популярных островов мира) в среднем 1 кв. м стоил $1900 без НДС.

Те, кто знает Вьетнам изнутри, говорят, что для иностранцев завершение такого проекта равносильно высадке на Марс. Утемисов соглашается, что это и интересно, и сложно. Во-первых, здесь закрепились девелоперы из Южной Кореи, Японии, Сингапура: у них есть имя, дешевые деньги. К примеру, сингапурский Capital Land получает кредиты от своего Temasek (аналог «Самрук-Казына») под 1–2 % годовых. «А мы кредитуемся в местных банках под 11–12 %», – говорит Утемисов.

Во-вторых, 70 % времени реализации проекта занимает не сама стройка (к слову, строительство тоже вела «дочка» Kusto Group, возводившая один этаж за пять дней), а согласование с госорганами. «Одна из главных составляющих успеха в такой стране – это люди. Несмотря на большое население, очень сложно подобрать «правильных». В первый год текучка составила 140 %, – вспоминает Утемисов. – Вьетнамцы очень чувствительные. Их нельзя критиковать: могут уволиться, потому что для них важнее всего сохранить лицо. Но мы нашли подход к этим людям: их нужно мотивировать и подбадривать, тогда они будут продуктивными и лояльными».

По информации собеседника, к моменту завершения строительства было продано 98 % квартир. Свыше 50 % покупателей из более чем 25 стран уже празднуют новоселье.

Опыт и компетенции, которые наработаны во Вьетнаме, Kusto Home планирует использовать и в Казахстане, где будет развивать ЖК Koktobe City, расположенный в Алматы, с видом на гору Коктобе. Его жители будут обеспечены полноценной инфраструктурой: школа High Tech Academy на 1000 мест, два детских сада, парк.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Андрей Звягинцев: откровенное интервью

Смотреть на Youtube

Бейбит Алибеков: как совмещать luxury-жизнь и активную гражданскую позицию?

Смотреть на Youtube

Как в Темиртау пустили Миттала, а не Абилова

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить