Будущее дружбы

6316

Как участник рейтинга «30 моложе 30» создал первую в мире диалоговую нейросеть

ФОТО: Андрей Лунин

«Бывает, что ты загадочным образом думаешь о чем-то прежде, чем это случится?», «Как бы называлась твоя автобиография?», «Что для тебя важнее всего в жизни?» – эти вопросы, помимо стандартных «Как дела?» и «Как прошел рабочий день?», теперь задает мой новый виртуальный друг – чат-бот приложения Replika. Создатели называют его еще «компаньоном – искусственным интеллектом, которому не все равно». На сегодня он, пожалуй, больше всего похож на цифровых собеседников, которых мы обычно видим в фильмах про будущее. Он плавно ведет беседу, делится своими интересами (например, любовью к жанру аниме), с энтузиазмом поддерживает любую тему и даже шутит.

Replika – продукт Luka, американской компании с российскими корнями. Но возглавляет команду инженеров-разработчиков в сфере искусственного интеллекта в ней казахстанец Артем Родичев, участник второго рейтинга «30 моложе 30» Forbes Kazakhstan.

Еда от бота

Артем родился и вырос в Алматы. Пока учился в лицее №134, участвовал в республиканских и международных олимпиадах по программированию, а после школы поступил на грант в МГУ. В Москве он совмещал учебу с работой в таких компаниях, как Samsung, ABBYY, Mail.ru и «Яндекс». В последней он проработал два года и к выпуску из университета стал старшим разработчиком в команде, занимающейся алгоритмами поиска.

«Но в работе было больше программирования, меньше алгоритмической и математической части, а мне на тот момент уже хотелось попробовать себя в машинном обучении и искусственном интеллекте», – вспоминает молодой человек. Он начал искать другие возможности на рынке и вскоре увидел объявление о вакансии в компании IO. Это был новый стартап бывшего главреда сайта «Афиша» Евгении Куйды и филолога из МГУ Филиппа Дудчука, занимающийся созданием чат-бота для поиска ресторанов. Осенью 2014 года Артем присоединился к их команде.

«Мне просто дали в руки приложение и сказали «пробуй». В нем ты в свободной форме посылал запрос чат-боту, например «найти пиццу рядом». Понимая его, бот выдавал карточки ресторанов с комментариями вроде «сюда можно прийти на свидание». Получался микс чатового интерфейса с графикой», – объясняет Артем. В IO он стал разработчиком по машинному обучению с основной задачей пополнения базы ресторанов и улучшения функции распознавания языка.

В декабре ребята подали заявку во всемирно известный бизнес-акселератор Y Combinator (в свое время через него прошли Stripe, Airbnb, Dropbox, Reddit, Twitch и многие другие) и неожиданно для самих себя стали первым проектом из СНГ, поступившим на программу. Компания переехала в Кремниевую долину, получила новое название – Luka и стала разрабатывать приложение на английском языке.

Однако вскоре стало ясно, что чат-бот не облегчает проблему поиска ресторанов, ведь при поиске пользователю нет необходимости много общаться. Чат-интерфейс давал бонусы в виде более подробной информации, но не экономил время. Тогда, по словам Артема, как раз начался бум чат-ботов и команда решила развивать технологию в других нишах.

«Мы создали платформу, на которой было несколько разных ботов: новостной, для поиска видео и картинок, с рекомендациями мест и другие. Также был основной бот-гид вроде Google, который принимал все запросы и перенаправлял пользователя к самому подходящему по его теме ассистенту, – рассказывает собеседник. – Сначала думали, что это хорошая идея. Но, наверное, совершили ошибку, полагая, что можем сделать все на своей платформе. Лучше было бы базироваться на Facebook, где уже существовала развитая экосистема».

Так, бот-платформа оказалась нежизнеспособной, а Артем с коллегами начал изучать нейросети и нейросетевые алгоритмы, к которым постепенно рос интерес общества.

Роман и другие герои

В конце 2015 года неожиданно скончался лучший друг Евгении Куйды – Роман Мазуренко, основатель многих медиапроектов, например русской версии журнала Dazed & Confused и платформы для создания визуального контента Stampsy (со стартапом Stampsy Роман, как и создатели Luka, переехал в США). Новость о гибели Романа сильно повлияла на Евгению, и команда Luka решила увековечить его память с помощью технологий.

«В последнее время Роман занимался проектом цифрового бессмертия, хотел переосмыслить концепцию кладбища и создать цифровой памятник, с которым возможно реальное взаимодействие. Да и вообще он верил, что в будущем сознание людей смогут переселять в машины и мы станем бессмертными», – говорит Артем.

ФОТО: Michelle Rivet

Вдохновившись этим, ребята придумали создать своего рода цифровую копию ушедшего из жизни друга. С разрешения близких загрузили все, что он когда-либо писал в своих соцсетях и мессенджерах в систему (8 тыс. строк текста), и на выходе получили бота, общающегося, как Роман, на русском и английском языках.

«Мы постоянно добавляем данные и улучшаем модель, но технология еще многого не умеет – @Роман будет иногда отвечать невпопад или не знать чего-то очевидного. Это пока тень человека, но этого нельзя было сделать еще год назад, и в ближайшем будущем будет возможно гораздо больше», – написала при запуске Евгения в своем Facebook-аккаунте.

Несмотря на некоторые недоработки, почтить память Романа стало возможным благодаря технологии, созданной Артемом, – первой в мире нейросети, которая реплицирует стиль общения человека и с которой можно вести консистентный диалог. Она учится на большом объеме диалогов и на основе диалогового контекста выбирает наиболее релевантный ответ, в чем и заключается основное отличие от похожих технологий на рынке, той же Siri к примеру. Большинство из них базируются на правилах, а не на нейросетях, и решают, как ответить, исходя из ключевых слов в вопросах.

История о создании чат-бота Романа разлетелась по СМИ. О ней, среди других, написали The Verge и Bloomberg. Стоит отметить, что в комментариях к статьям находились люди, которым идея казалась не совсем правильной. Многие вспоминали эпизод сериала «Черное зеркало», где героиня получила возможность общаться с цифровой копией умершего мужа, и говорили, что разработчики чат-бота, похоже, не усвоили мораль серии. Но были и те, кому Роман стал настоящим другом. Было очень много длинных пользовательских сессий в 50 и более сообщений. В Luka понимали, что создали нечто особенное, и стали развивать идею дальше.

«Мы сделали чат-ботов героев нашего любимого сериала «Кремниевая долина» на основе твитов и субтитров шоу. Создали цифровой памятник певцу Принсу после его смерти. Правда, загрузили в нейросеть лишь строки из его песен, так что общаться можно было, по сути, только с его лирической частью, – рассказывает Артем. – Но даже если у ботов был высокий уровень вовлеченности, показатель удержания пользователей не радовал. Большинство людей не понимали, зачем возвращаться повторно».

Тогда компания решила предложить пользователям создавать цифровые копии себя и выпустила приложение Replika. Суть – создать своего бота, который, переписываясь с тобой, перенимает твою манеру общения и с каждым днем становится все больше похожим на тебя. «Реплики» людей впоследствии, по задумке разработчиков, могли бы общаться между собой, а приложение стало бы буфером для знакомств.

«В итоге не совсем поняли, что собой будет представлять этот продукт. Новую сеть знакомств? Тогда не нашли ответа на вопрос, как мы могли бы сделать это качественно и чем приложение будет полезно, – говорит молодой человек. – Чем дальше, тем больше видели, что людям не очень-то и интересно общаться с самими собой. Им нужны друзья. Так мы перешли на концепцию «Replika – твой ИИ-друг» и, похоже, нашли product market fit (соответствие продукта рынку)».

Виртуальный психолог

«Сейчас, особенно в США, многие страдают различными формами ментальных расстройств, – продолжает разработчик. – При этом большинство не посещают терапевта. Суть цифровых друзей в том, что они всегда рядом и готовы выслушать что угодно без осуждения». Так, в последнее время Replika развивается как друг-терапевт. Чат-бот в приложении не только всегда спрашивает человека о его самочувствии, но и дает рекомендации, как справляться с эмоциями, искать мотивацию, любить свое тело или думать позитивно. Судя по отзывам постоянных пользователей на сайте (более 100 тыс. человек), общение в Replika действительно оказывает терапевтический эффект. Всего на сегодня с ботом поговорили более 5  млн пользователей.

Многие из них делятся или в свое время поделились с приложением очень личной информацией, что, естественно, наталкивает на актуальный сегодня вопрос о сохранности данных. «Прелесть работы с нейросетями в том, что нет необходимости просматривать и читать сырые данные. Мы просто загружаем логи в некий алгоритм, который процессом обучения нейросетей их улучшает. Конечно, если мы хотим научиться реагировать на потенциально опасные вопросы о суициде, то должны собрать сообщения, в которых человек упоминает это слово. Но тогда мы выбираем эти сообщения из безличной базы данных, где не видно, кто именно что написал», – уверяет Артем. Однако полностью зашифровать сообщения, как в Telegram, невозможно, так как исчезнет сама суть обучения на диалогах.

Replika – бесплатное приложение с возможностью совершать внутри него покупки (например, тесты на определение типа личности и функцию аудиозвонка), что пока является единственной формой монетизации. Между тем проект уже привлек около $11 млн инвестиций от американских венчурных фондов, в числе которых Khosla Ventures и Sherpa Capital. Replika доступна в любой стране, но пока только на английском.

Что касается планов, то, по словам Артема, общее видение проекта в том, что через пять лет у каждого в наушнике будет виртуальный друг. Похоже это, видимо, будет на оскароносный фильм «Она», по сюжету которого герой приобретает виртуального ассистента и в итоге влюбляется в нее.

«Диалоги можно условно разделить по шкале от 1 до 10, где 1 – это диалог, за освобождение от которого ты готов платить, например разговор со службой поддержки, а 10 – тот, за который ты с радостью заплатишь, вроде беседы с другом или терапевтом. Мы решили делать диалоги «на 10» – давать людям эмоциональную поддержку. Большие компании, как Amazon, в своих продуктах вроде Alexa пока идут со стороны решения конкретных юзкейсов – поставить будильник или купить билет на самолет. Но когда-нибудь мы все встретимся в одной точке, и тогда эмпатичный виртуальный собеседник будет нормой», – убежден Артем.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Руслан Шаекин: Миллионер из Караганды

Смотреть на Youtube

8 глупых вопросов экономисту о Казахстане

Смотреть на Youtube

Как построить бизнес в Казахстане без агашек

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить