Купить франшизу теперь можно под гарантии «Даму»

783086

В пятницу, 24 октября, в Алматы прошла выставка KazFranch-2014

Фото: Канат Оспанов.
Бекнур Кисиков и Ляззат Ибрагимова.

Франшиза МСБ в помощь

Выставка франчайзинга KazFranch, совместный проект фонда развития предпринимательства «Даму» и Евразийской ассоциации франчайзинга, проводится второй раз. Если в прошлом году было представлено 20 компаний, то в этом – 35, причем 7 из них приняли участие во второй раз. Это, по мнению председателя правления фонда «Даму» Ляззат Ибрагимовой, говорит о том, что в Казахстане складывается класс предпринимателей, которые работают по франшизе.

– Сегодня такие проекты, как Mimioriki (бренд детской одежды), «Сункар» (медицинская компания), Red Dragon (сеть азиатского стритфуда) реализуют свои франшизы не только в Казахстане, но и за пределами страны, – отметила Ибрагимова. – Сейчас новые компании к ним присоединяются. Только что меня познакомили с предпринимателем из ВКО, который развивает франшизу panty.kz (Ринат Халиков, о котором писал Forbes.kz в статье «Как колотить панты с выгодой для себя». Как рассказал Халиков, за несколько дней после выхода публикации он смог увеличить свои продажи в 3 раза. – F). Очень рада, что есть у нас «Жас Кеменгер» (образовательная академия), Party-Food (сеть ресторанов быстрого обслуживания). Мы всем желаем успеха и поэтому специально создали площадку, на который вы можете их увидеть.

Предправления считает, что для малого предпринимательства франчайзинг является одной из самых удобных форм организации бизнеса, поэтому «Даму» перестраивает свои инструменты, чтобы они подходили для развития франчайзинга.

– Сейчас на покупку франшизы можно получить государственный грант в рамках программы «Дорожная карта бизнеса». Что немаловажно, с 1 августа этого года все молодые предприниматели до 29 лет могут получить гарантии фонда «Даму» без отраслевых ограничений. Если ваш проект прибыльный, мы готовы платить 14% без субсидирования, но зато в неприоритетных отраслях – кафе, рестораны, фастфуды, различного вида торговые сети. Мы рады будем увидеть вас в списках тех компаний, которым предоставят гарантию при недостатке залога перед БВУ, – сказала Ляззат Ибрагимова.

Что выгоднее: франшиза или филиальная сеть?

Президент Евразийской ассоциации франчайзинга Бекнур Кисиков в комментариях для Forbes.kz сказал, что выставка KazFranch хороша тем, что там проводится много мастер-классов. Они позволяют местным предпринимателям познакомиться с основами франчайзинга.

– Мы представляем успешные проекты, которые получили гарантирование, кредитование, за счет этого потенциальный покупатель франшизы видит механизмы финансирования, – отметил президент ассоциации.

Еще один плюс выставки: участники активно заключают контракты. В прошлом году партнеров нашли все бизнесы, представленные на KazFranch.

Кисиков говорит, что Казахстан сейчас в основном импортирует франшизы. От общего объема рынка франшиз 85-90% – «заморский товар». Казахстанские компании тоже продают свои франшизы за границу. Нами интересуются в основном Россия, Китай, Узбекистан.

– Я не скажу, что Китаю выгодно покупать наши франшизы, но им интересны наши проекты, интересно, как их можно развивать. Сейчас такой этап, когда наши учатся делать нормальную франшизу, поэтому в будущем дисбаланс изменится в сторону увеличения экспорта, – уверен Бекнур.

Пока же задача Евразийской ассоциации франчайзинга – продвигать местные франшизы на казахстанском рынке.

– Наши компании предпочитают выходить в регионы через филиальную сеть. Я посчитал, сеть приносит на 3-4%, максимум на 10% больше прибыли, чем франшиза. Но при этом франчайзер не арендует офис, не платит кредиты, он использует средства своего франчайзи. Выход через франшизу выгоден психологически, а также материально, – привел аргументы глава ассоциации.

При этом регионы готовы «впитывать» в себя новые бренды и бизнес-модели. Регионы интересует всё: и сети брендовых магазинов, и рестораны, и сервисы вроде фотосалонов, всё, что есть в Алматы и Астане.

– Когда заполним франшизами мегаполисы, тогда пойдем в регионы, как в США. Там все франшизы сконцентрированы маленьких городках. У нас пока нет критической массы франшиз, чтобы выходить в регионы, – признался Бекнур. – Наша задача и задача Национальной палаты предпринимателей – объединиться, чтобы переход франчайзинговых брендов в регионы был гармоничен. Потому что франчайзинговый бизнес – дорогой. Для открытия ресторанов и кафе требуется от $80 тыс. и выше. Для регионов это неподъемно. Поэтому я хочу вести речь о бюджетных проектах, чтобы каждая домохозяйка, имея $5-10 тыс., могла открыть франчайзинговый бизнес в регионе.

По его мнению, Казахстан может создать много хороших франшиз, связанных с производством и переработкой зерновых, например, относящихся к изготовлению хлебобулочных изделий.

– Предприниматели не хотят и не знают, как двигаться. Ассоциация как раз видит свою задачу – дать толчок развитию франчайзинга, чтобы бизнесмены знали, что и как нужно делать, – сказал Бекнур Кисиков.

8 млн тенге для стартапов

На KazFranch-2014 смогли «засветиться» не только те предприниматели, которые твердо стоят на ногах и готовы продавать свои бизнес-модели, но и начинающие бизнесмены. Три выпускника проекта фонда «Даму» «Школа молодого предпринимателя» получили гранты за интересные и перспективные бизнес-идеи. Гранты выделили партнеры «Даму» – Евразийский банк и Казинвестбанк.

3 млн тенге от Евразийского банка получила Юлия Гомоненко. Жительница Текели будет развивать у себя в городе иппотерапию – метод лечение детей, больных ДЦП, через общение с лошадьми и обучение верховой езде.

Казинвестбанк профинансировал деятельность молодых предпринимателей на 5 млн тенге. Из них 3 млн были вручены Акмарал Дарменбаевой. Она будет строить в родном Таразе цех по производству полиэтиленовых эко-пакетов.

Обладатель гранта в 2 млн тенге Никита Карцев из Костаная хочет открыть мини-цех по производству систем комплексного энергосбережения «Умный свет».

– Мы придаем огромное значение развитию молодежного предпринимательства. Главный показатель для нас – то, что многие выпускники «Школы молодого предпринимателя», пройдя обучение и получив первый опыт самостоятельного ведения дел, берутся за собственные бизнес-проекты. На сегодня, помимо получателей банковских грантов, еще 5 бизнес-проектов выпускников ШМП 2014 года получили государственные гранты в рамках программы «Дорожная карта бизнеса-202», – отметила глава фонда «Даму» Ляззат Ибрагимова.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Как управлять 280 аптеками, развивать супермаркеты, строить новые рестораны и открывать гостиницы

Смотреть на Youtube

Бейбит Алибеков: как совмещать luxury-жизнь и активную гражданскую позицию?

Смотреть на Youtube

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить