Как казахстанские СЕО приспосабливаются к плавающему курсу тенге

8290

Произошедшая в 2015 девальвация тенге, которая привела к ослаблению национальной валюты почти на 80% и переходу к плавающему курсу, конечно, негативно сказалась на состоянии казахстанского бизнеса и экономики в целом

Фото: © Depositphotos.com/Marvalens

Руководители компаний вынуждены были перестраивать свои бизнес-модели и принимать радикальные меры для спасения. Девальвация в полной мере предоставила им возможность проявить свои навыки адаптивности: так, в финансовом секторе каждый четвертый CEO намерен приступить к дедолларизации своего бизнеса, а в реальном секторе – каждый третий.

По данным опроса, проведенного PwC Kazakhstan, для 85% участников переход к плавающему курсу национальной валюты и ее дальнейшее существенное удешевление стали одними из главных испытаний. Это решение государства крайне негативно сказалось на устойчивости бизнеса импортеров и производителей, чья конкурентоспособность зависит от внешних рынков, а также на благосостоянии потребителей, которые столкнулись с удорожанием товаров. По словам представителей отечественного бизнеса, волатильность курса существенно ограничивает прогнозирование доходов и расходов, связанных с иностранной валютой, и создает сложности при заключении контрактов.

Несмотря на это, некоторые участники опроса все же отметили положительный эффект от девальвации, которая способствовала восстановлению статус-кво с российскими производителями, до того пользовавшимися конкурентным преимуществом после девальвации рубля в конце 2014.

В условиях волатильности тенге многие компании Казахстана исследуют возможности замещения импортной составляющей расходов местными альтернативами, отвечающими ожиданиям по цене и качеству.

- Мы планируем провести ряд мер, способствующих улучшению сложившейся ситуации. Во-первых, заняться импортозамещением всей продукции. Во-вторых, перевести все арендные ставки на национальную валюту. Принцип стратегии нашей компании – в полной дедолларизации недвижимости. Кроме того, с точки зрения бизнес-среды, в целом надо заниматься созданием собственных продуктов и услуг, – считает Аскар Байтасов, владелец ресторанной сети AB Restaurants.

Эту позицию поддерживает Айтуг Джан, генеральный директор сети супермаркетов «Рамстор» в Казахстане:

- Во-первых, мы планируем заменить контракты, индексирующиеся в валюте, на контракты в тенге, включая договоры аренды. Во-вторых, будем поддерживать казахстанскую продукцию, чтобы уменьшить потребность в импорте. Мы уже работаем с поставщиками и пытаемся удержать розничные цены на одном уровне.

Судя по итогам исследования, в планах у 17% опрошенных СЕО в финансовом секторе и у 22% в реальном провести ряд мер по дедолларизации. Однако для осуществления этих шагов имеются барьеры. По словам респондентов, масштабы дедолларизации ограничены по ряду причин: недостаточность местного предложения, нежелание поставщиков скорректировать ожидания по прибыльности и др. Многие руководители проявляли готовность дедолларизировать расходы и обязательства, но не доходы и активы.

Лидеры бизнеса наращивают операции в тенге и отдают предпочтение займам в национальной валюте.

- Мы поменяли финансовую политику, сконвертировали все возможные валютные, лизинговые обязательства в тенге там, где это было возможно. На сегодняшний день лучше иметь высокую ставку в тенге, чем привлекать более дешевые ресурсы в валюте, так как риск неопределенности оказывает серьезное воздействие на принятие решений и эффективность бизнеса. Финансируем только то, что может обеспечить быструю возвратность, а остальные инициативы приостановили, – рассказывает Аскар Канафин, председатель правления Ordabasy Group.

Многие руководители указывают, что, помимо прочего, существенно возросли риски неплатежеспособности контр­агентов.

- Налицо кризис доверия. Стабильный тенге расслабил казахстанские компании, многие взяли на себя непомерные обязательства и не придавали должного внимания валютному риску. Теперь некоторые партнеры вызывают у нас озабоченность, так как мы не видим всех их обязательств. Здесь уместно привести слова Уоррена Баффета и его сравнение работы с рискованными контрагентами с профилактикой венерических болезней: "Важны не только те, с кем вы спите, но и те, кто спит с ними кроме вас", – заявляет Булат Мукушев, генеральный директор TSSP Kazakhstan.

И все же среди предпринимателей есть те, которые считают, что в период экономической нестабильности стоит делать больший упор на развитие новых направлений и отраслей в бизнесе.

- Это лучшее время для запуска новых продуктов, так как у всех голова забита мыслями о сокращении расходов и сохранении позиций, поэтому острой конкуренции нет. Могу сказать, что на волатильность валюты влияют социальные и политические факторы, поэтому сложно спрогнозировать, как долго это будет продолжаться, – говорит Михаил Ломтадзе, председатель правления Kaspi Bank.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Кто даёт деньги стартаперам?

Смотреть на Youtube

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Кто зарабатывает на инфлюенсерах в Казахстане?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить