Шесть советов бизнесменам, решившим выпускать цифровые продукты

Для многих казахстанских предпринимателей становится очевидно, что игнорирование цифровизации не просто неразумно, но даже губительно для бизнеса

ФОТО: pixabay.com

Как поступить тем организациям, которые прекрасно осознают ее важность, но в итоге оказываются в числе аутсайдеров? Ведь бизнесу в целом сложно отказать в осознанном подходе к планированию – имеется неплохая насмотренность и куча зарубежных примеров.

На мой взгляд, проблема заключается в простом факте, отмеченным аналитической группой Startup Genome – менее 40% казахстанских стартапов имеют основателей с опытом в IT. Основной их бэкграунд – это бизнес, экономика или юриспруденция.

Однако, для серьезно настроенных предпринимателей и менеджеров данный факт вовсе не является преградой.

Найдите партнера с IT-бэкграундом

Наличие в организации эксперта с хорошим техническим бэкграундом, голосу которого внемлют стейкхолдеры – это лучшее, что можно пожелать. Его миссия проста и сложна одновременно – заполнить критический «гэп» в компетенциях команды.

Такой человек хорошо проявит себя и на самых ранних этапах запуска цифрового продукта, когда руководство и люди еще не набрались знаний и опыта, и на поздних, когда нужно удерживать людей на проекте, мотивируя и поощряя лучших.

В конце концов, в случае провала крупная корпорация наверняка справится с неудачей и продолжит движение, а вот мелкий стартап просто сожжет деньги инвесторов и закроется.

Я думаю, что статус такого человека в организации должен быть не ниже топ-менеджера или кофаундера, заинтересованного в успехе собственной фирмы. Наемный работник в любой момент может уйти.

Погружайтесь в тему

Предположим, что вам удалось взять на борт такого эксперта. Однако, у него пока нет глубокого понимания вашего бизнеса, а компетенции некому проверить. Так что, в перспективе придется вникать во все аспекты общего дела, без этого не обойтись.

Я бы в таких случаях рекомендовал пройти хорошие курсы бизнес-аналитики и продакт-менеджмента. Так вы сможете вникнуть в специфику цифровых продуктов, научитесь оценивать их с точки зрения затрат и адекватности выбранных инструментов.

При этом особый акцент надо сделать на методологии Agile – айтишники работают именно в этой парадигме, и ваши познания в данной области только помогут делу.

Подумайте хотя бы над базовым курсом по программированию и SQL – это не так сложно, как кажется на первый взгляд. В конце концов, нельзя управлять строительной компанией и не понимать разницы между кирпичом и газобетоном.

Обязательно изучайте новости и статьи из ресурсов, посвященных технологиям в сфере вашей деятельности. Делитесь с командой лучшими примерами из зарубежной практики – в мире IT сила вдохновляющего примера невероятно высока.

Стройте роадмапы, но не надолго

Отправная точка в построении любого цифрового продукта – это этап исследования и постановка технического задания. Только не забывайте, что функциональные требования должны выдвигаться строго на основе бизнес-требований.

Вслед за техзаданием на вашей карте должны быть прописаны следующие пункты: выбор технологий, построение архитектуры и инфраструктуры, процесс поставок, меры по защите данных и масштабированию.

И очень хорошо, если на всех этапах построения дорожной карты вам удастся привлекать менторов, следуя правилу «Fresh eye never hurts».

Теперь на счет сроков планирования. Думаю, горизонт любой дорожной карты цифровизации не должен превышать три года для бизнеса и один год для стартапов. Причина в изменчивой природе инструментов и платформ для разработки и в вероятной потере ощущения прогресса с каждой новой итерацией.

При расчетах расходной части вашего проекта не забывайте прописывать не только финансовые аспекты, но и расчеты трудозатрат. Это весьма критично на первых порах, когда планируется опираться на собственные силы.

Примерьте на себя роль HR

После разработки ТЗ и роадмапа неизбежно встанет вопрос выбора исполнителей. Что, в свою очередь, приведет вас к развилке: создать команду In-house, то есть взять людей в штат либо обратиться к услугам outsource-исполнителей.

В долгосрочной перспективе формат In-house, конечно, более предпочтителен – в этом случае вы собственноручно формируете штат. Но чтобы ваши разработчики не простаивали, владельцу или руководителю проекта цифровизации придется нанимать хорошего технического директора, способного мотивировать людей и контролировать все рабочие моменты.

Трудно переоценить роль такого руководителя, осознавая, насколько капризный нынче пошел айтишник. Опытных кодеров уже не заманишь высокой зарплатой, им подавай интересные проекты, перспективы в карьере и прочие нематериальные «ништяки».

Зато хорошие аутсорс-компании полностью лишены всех этих недостатков. Это сработанные группы специалистов, в которых всю работу над боевыми слаживанием уже провели за вас.

В краткосрочной перспективе обращение к аутсорсингу может полностью восполнить «гэп» в компетенциях собственной команды, закупив при этом столько экспертизы, сколько нужно для успешного старта продукта.

Но, как и любой инструмент, аутсорс имеет обратную сторону: это, конечно, физическая зависимость клиента (то есть вас) от вендора, возможная потеря экспертизы и знаний в случае расторжения отношений с исполнителем, и вероятность утечки чувствительных данных в руки конкурентов.

Осознавайте расходы

Какой бы путь вы ни выбрали, нужно быть готовым к большим расходам. Это относится и к выбору так называемых «коробок», то есть покупке или аренде продуктов, которые созданы для широкого рынка. Их внедрение может оказаться даже дороже построения своего продукта с нуля из-за интеграции и доработок.

Многие начинающие в IT руководители не всегда отдают себе отчет в том, что оплачивая группу из 10 кодеров, дополнительно будут содержать еще столько же людей, роль которых не менее важна.

История стартапов знает много случаев, когда неопытная команда получала на раунде свои первые двести тысяч долларов и буквально за несколько месяцев растрачивала их из-за неправильно поставленных задач. Это еще один повод учиться разбираться во всем самому.

Готовьтесь к «цифровизации» сознания

В завершение хочется привести слова выдающегося английского интеллектуала Бенджамина Дизраэли: «Where knowledge ends, religion begins». Чтобы цифровизация вашего бизнеса не превратилась в сплошную магию, полную неясных знамений и тумана, а нанятые исполнители не щебетали на загадочном языке, придется системно поработать над собственным образованием.

Как именно и с помощью каких инструментов вы это сделаете – тут уж у каждого индивидуальный путь. Советуйтесь с людьми, уже прошедшими этот этап – они подскажут, где и как научились этому искусству.

Да, цена такой перестройки сознания может быть высока, но и выигрыш обещает быть огромным. Только кардинально изменившись внутренне, мы сможем сполна принять цифровую среду, и бесстрашно окунутся в бездонный океан возможностей. И тогда ваш путь точно не закончится на первом проекте или стартапе.

Возвращайтесь к нам через 1 месяц, к публикации готовится материал «Пятьдесят оттенков Хургады »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
19120 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:
Об авторе:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить