Вызов зубному

19283

Качественные медуслуги в Казахстане? Реальность, если вы относитесь к медицине как к бизнес-проекту

Фото: Андрей Лунин

Жены успешных предпринимателей в Казахстане традиционно занимаются благотворительностью, в крайнем случае заводят «карманный» бизнес (скажем, косметические салоны) – чтобы не заскучать.

Совладелец нескольких IT-компаний Мурат Абдрахманов – предприниматель успешный. В октябре он вошел в топ-50 самых влиятельных бизнесменов республики по версии «Forbes Казахстан». Попаданием в рейтинг он обязан не только своим успехам: в числе прочих компаний место в списке ему обеспечило партнерство в АО «Dent-Lux», основным владельцем и президентом которого является его супруга Светлана. «Карманным» этот бизнес не назовешь: 11 клиник по стране плюс клиники VIP-класса «Амбассадор» в Астане и Алматы. Объем продаж – почти миллиард тенге (по данным за 2010 год, оценка Forbes).

Что мотивирует супругу успешного предпринимателя заниматься по-настоящему собственным делом и как ее многочисленные хобби помогают ей сохранять работоспособность?

Семейный подряд

– Здравствуй, милая! – Мурат Абдрахманов распахнул дверь в квартиру и на мгновение оторопел: Светлана стояла на лестничной клетке в медицинской маске, как будто в своем стоматологическом кабинете. Внимательно посмотрев на мужа, она коротко ответила:

– Сплюньте.

Карьера Светланы Абдрахмановой начиналась с работы простым стоматологом. Сегодня она вспоминает, что проводила на работе дни напролет. Иногда уставала так, что забывала, уходя домой, переодеться. Несмотря на усталость, работу не бросала. «Доходы семьи позволяли не работать, но я не могу сидеть без дела и заниматься ерундой – мне надо самореализовываться, нужен challenge», – говорит она. Масштаб самореализации подсказал супруг. «Давай, говорит, откроем сразу 10 клиник! Для женщины, которая работала врачом и никогда не занималась управлением, сориентироваться сразу на создание сети клиник было непросто. Но я привыкла прислушиваться к мужу», – вспоминает Абдрахманова.

Светлана стала основным владельцем компании (по данным на ­1 октября 2010 года, ей принадлежало 47,19% акций АО «Dent-Lux») и взяла на себя оперативное руководство бизнесом. Муж Мурат выступает скорее в роли советчика – он больше сосредоточен на своем собственном бизнесе. В АО «Dent-Lux» у него 35,09% акций (данные на 01.10.2010).

Помимо супругов Абдрахмановых в акционерах значится фирма DATA PACK COMMUNICATIONS LIMITED. Она зарегистрирована в городе Роудтауне на острове Тортола, Британские Виргинские острова (17,73% акций на 01.10.10). Остров известен прекрасными песчаными пляжами и тем, что здесь на 24 тыс. человек зарегистрировано 823 тыс. компаний (данные на 2008 год).

20 лет спустя

Первая клиника Dent-Lux была открыта в 1997 году. Затраты составили около $80 тыс. Через год появилась вторая, в 1999-м – третья, уже в Астане. От покупки помещения до первых пациентов проходило в среднем девять месяцев. Рентабельность проекта приятно поразила начинающую бизнесвумен: уже на второй месяц работы компания получила операционную прибыль в $2 тыс. В течение двух последующих лет инвестиции вернулись и были вложены в открытие новых клиник в регионах.

Успех сети для мидл-класса воодушевил на создание клиники для VIP-сегмента. В 2002 году в Алматы появился «Амбассадор». Это уже совсем другой уровень. В приемной установлен камин. Клиентов встречает говорящий попугай, призывающий детей почистить зубки. «Заодно снимается стресс перед лечением», – поясняет Абдрахманова. У взрослых стресс снимают ароматическими травяными подушечками, массажем воротниковой зоны после лечения, видеофильм можно посмотреть через специальные видеоочки прямо во время терапии. На работу в «Амбассадор» врачи попадают, только пройдя жесткий отбор и проработав несколько лет в Dent-Lux.

Уровень цен соответствующий. В Dent-Lux пломба стоит от 10 тыс. тенге, в «Амбассадоре» – от 25 тыс. тенге и выше. Впрочем, пломб в VIP-клинике практически не ставят: их заменили фарфоровые вкладки, которые делаются с использованием компьютерных технологий. Вместо скальпеля используется лазер. Гарантия на косметические стомуслуги может составлять до 20 лет – в несколько раз дольше, чем в обычных клиниках.

Технологично и недешево – в клинике на весь Алматы всего шесть кресел. Больше пока не требуется – спрос на такие дорогие услуги ограничен.

Никакого братства

Сначала Абдрахманова надеялась остаться практикующим врачом в собственной клинике. Но не вышло. Основную массу времени поглощали диалоги с СЭС, поездки в банк, контроль других сотрудников. «Хорошо лечить при таких условиях не получается, буду хорошо управлять», – решила врач и пошла учиться в алматинскую Международную академию бизнеса. Одной из первых в республике она получила степень МВА. «То время – один из самых интересных периодов в моей жизни. Приходишь утром в офис и делаешь то, о чем вчера рассказывали на лекциях. Придумал какой-то маркетинговый ход и смотришь: клиенты пошли, продажи выросли…» – говорит она.

Разумеется, не всегда эмоции от бизнеса были позитивными. «Приходилось “замораживать” чувство “цехового братства”, – продолжает Светлана, – менять ментальность и требовать, требовать… Когда ты врач, ты понимаешь: не все возможно. Но когда – руководитель, ты говоришь: ничего не знаю, вы должны сделать так, чтобы клиент был доволен. Он платит – ваши пломбы должны стоять во что бы ни стало!»

Смена ментальности прошла успешно. Бизнес развивался: (2001-й­­­ – Атырау и Усть-Каменогорск, 2002-й – Ambassador, Алматы, 2003-й – Кокшетау, 2004-й – Уральск, 2007-й – Ambassador, Астана). Появились новые планы. В заключении листинговой комиссии KASE сообщается о том, что Dent-Lux планировало в конце 2006 года открыть новую клинику «Амбассадор» в Астане, а в 2007 году – многопрофильный медицинский центр в Алматы. Деньги на строительство планировалось привлечь за счет купонных облигаций. «Мы планировали привлекать средства инвестиционных фондов, выйти в международный листинг», – говорит Абдрахманова. В 2006-м казахстанский журнал National Business оценил бренд компании в $5 млн.

Но грянул кризис. Купонные облигации на бирже успели разместить (погашены в 2010 г.). Остальные проекты пришлось отложить. Зато в компании говорят, что не потеряли клиентов – просто некоторые на время экономических потрясений вместо «Амбассадора» стали лечиться в Dent-Lux, а затем вернулись обратно. Даже на пике кризиса в 2009 году компания показала рост доходов (правда, всего на 1%) и обошлась без заемных средств.

Постоянная планка

На биржу АО «Dent-Lux» пока не вернулось: сайт KASE говорит, что «ценные бумаги эмитента АО “Dent-Lux” в списках биржи сейчас отсутствуют». После погашения облигаций осенью прошлого года отчеты компании на сайте биржи больше не выкладываются. В минувшем августе была удвоена пропускная способность клиники в Атырау. В Астане за $850 тыс. куплено помещение под расширение клиники «Амбассадор». В оборудование для нее планируется вложить 600 тыс. евро.

По словам Абдрахмановой, сейчас главное, что удерживает компанию от продолжения экспансии в регионы, – нехватка квалифицированных специалистов. «Спустить планку и испортить всю идею бизнеса? Нет!» – говорит она.

Компания пытается самостоятельно решать кадровую проблему: проводится ежегодная аттестация врачей, сотрудников отправляют учиться за рубеж и привозят на семинары в РК звезд российской стоматологии. Новые кадры «хантятся» прямо из медицинских университетов: способных старшекурсников приглашают на практику. Но кардинально решить вопрос нехватки кадров нелегко. Особенно когда речь идет о регионах. «Мы планировали вырастить команду из атырауских кадров при помощи алматинской команды. 10 лет там работает группа врачей из южной столицы. И что? Они там вышли замуж, женились, родили детей», – то ли жалуется на коллег, то ли радуется за них Абдрахманова.

Качественный персонал проще найти только в Алматы и Астане. Но здесь компания уже заняла свою нишу на рынке. Что делать дальше? Выходить за рубеж Абдрахманова не хочет. Говорит, была такая идея, но, изучив соседние рынки, от нее отказались. В Кыргызстане неспокойно, в Узбекистане, мягко говоря, непростые правила ведения бизнеса. В сравнении с Россией в РК очень лояльное налоговое законодательство «по отношению» к медицине (нет корпоративного налога, НДС) и гораздо мягче условия для развития бизнеса.

Как расти в таких условиях? В Dent-Lux реанимировали идею создания многопрофильного медицинского центра для среднего класса. По словам Абдрахмановой, общий объем инвестиций в алматинский медцентр составит более $7 млн, из них более $2,5 млн придутся на заемные средства. Срок запуска – конец 2012 года. «Хорошая качественная медицинская помощь по средней цене – это свободная ниша в Алматы, – утверждает Светлана. – Вполне возможно, что мы построим и госпиталь. Такой же проект, возможно, появится в Атырау».

Новые танцы

Бизнес расширяется. Впереди – новый сегмент рынка. Кем в новой компании себя видит главный акционер и президент? «Бизнес переходит на новый уровень развития, и появляются новые задачи, которые потребуют новых подходов. Для меня это challenge», – говорит Светлана.

Хорошая качественная медицинская помощь по средней цене – свободная ниша в Алматы

Вызов – это нормальная мотивация для бизнесмена. Но как же семья? Параллельно с раскруткой своей компании Светлана воспитала трех сыновей. Двое старших уже работают финансистами в Америке, младший ходит в школу. «Сохранить правильный баланс между бизнесом и личной жизнью я считаю своей важной задачей», – уверяет она. Абдрахманова признает: чем-то пришлось пожертвовать. Отчасти – доверить детей няням и воспитателям. С другой стороны, став бизнесвумен, она смогла свободнее распоряжаться своим графиком, чем работая по найму. Время остается даже на хобби: кулинарию, теннис, гольф. «Сейчас мое самое большое увлечение – это танцы», – добавляет она. Светлана выступает в особой дисциплине – ProAm: любитель танцует с профессионалом. У Абдрахмановой получается неплохо: через несколько месяцев после начала занятий она успешно выступила на конкурсе Moscow Ball 2011. «Возможно, я потому и не чувствую усталости, что всегда нахожу время для любимых занятий, – говорит Абдрахманова. – Можете считать это моим личным врачебным рецептом».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Тимур Турлов – новый миллиардер из списка Forbes

Смотреть на Youtube

КОСНЁТСЯ ВСЕХ! КАК СДАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Смотреть на Youtube

Маргулан Сейсембаев про собственный бизнес, стратегию инвестирования и институте репутации

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить