«Зеленое» направление

7545

Для многих компаний переход на экологичность является выгодным решением

Все большее число компаний проявляют инициативу в отношении защиты окружающей среды. Переход в ряды зеленых продиктован тем, что это становится весьма прибыльным мероприятием. Так, результаты опроса Бостонской консалтинговой группы (BCG) совместно с MIT Sloan Management Review Массачусетского технологического университета показали, что благодаря внедрению экологических стандартов в бизнес-модель компании прибыль увеличилась с 23 до 37%. И число таких компаний растет, в частности по сравнению с 2011 годом их количество в прошлом году выросло на 20%.

«Многие организации находятся в поиске путей решения экологических проблем, стараясь при этом получить максимальную выгоду. Однако, чтобы этого добиться, требуются дополнительные изменения в теории и практике управления компании и в инфраструктуре рынка», – говорит Джейсон Джей, директор MIT Sloan Initiative for Sustainable Business and Society. И некоторые глобальные компании это уже сделали. 

К примеру, второй по величине в мире производитель продуктов питания и напитков PepsiCo придерживается своего главного принципа – «ответственно к цели», суть которого заключается в постоянном улучшении всех сфер жизни, где компания работает, – социальной, экономической и экологической. В PepsiCo не скрывают, что главной задачей компании является достижение высокой финансовой эффективности, однако, обращаясь к проблемам окружающей среды, компания также достигает своей цели: устойчивое развитие в отношении экологии. Так, PepsiCo за последние шесть лет удалось увеличить эффективность использования водных ресурсов на 20%. Благодаря строгому контролю на производственных площадках и внедрению эффективного оборудования (ReCon – Resource Conservation) компания сэкономила примерно 14 млрд литров воды, также ей удалось сократить затраты на $15 млн в 2012 году. 

В то же время американская корпорация Intel продолжает демонстрировать высокие показатели политики в области устойчивого развития. Компания является крупнейшим в США добровольным потребителем экологически чистой энергии. Установка 18 систем выработки электричества на основе солнечной энергии в девяти филиалах Intel в США, Израиле и Вьетнаме позволила вырабатывать более 10 млн кВт•ч в год. По словам Сьюзен Фоллендер, директора по корпоративной социальной ответственности, к концу 2012 года крупные инвестиции позволили сберечь $111 млн. Наравне со своим стратегическим партнером Intel компания Dell ведет активную экологическую политику, выдвигая свои инициативы в производстве упаковок из экологически чистых материалов. Dell планирует внедрить технику переработки и быстрого возобновления отходных материалов, а также изготовление упаковок из возобновляемых ресурсов (бамбук и пшеничная солома). 

Более насущной проблемой для производителей товаров является постоянный поиск способов снижения затрат. Так, американская корпорация Kimberly-Clark, занимающаяся производством продукции личной, профессиональной и промышленной гигиены, запустила глобальную программу «Сократи расходы, сохрани природу». В местах общего пользования компания установила диспенсеры с 40-метровыми хлопковыми полотенцами. Такой подход несет экологический посыл: компания экономит на одном хлопковом полотенце до 30 тыс. бумажных салфеток. 

Также следует отметить, что большинство организаций могут экономить большие средства за счет энергосбережения. Если ранее технический процесс побуждал компании потреблять большие объемы электроэнергии, то сейчас использование альтернативных источников энергии для многих компаний является частью производства. Основной задачей экологической программы Nestle было создание «чистой» энергии. Компания преобразовала кофейные отходы в источник энергии. Такое биодизельное топливо из кофейной гущи имеет долгий срок хранения и низкую цену по сравнению с другими источниками энергии. 

В последнее время компании выдают на рынок множество корпоративных систем и планов экологического направления. К примеру, Mark & Spencer запустил план А – пятилетний экологический план, который предусматривает решение наиболее существенных проблем, с которыми сталкивается бизнес и мир. В рамках проекта Mark & Spencer ведет активную пропаганду уменьшения количества отходов путем переработки отходов, применяет экологические материалы для производства одежды и призывает сотрудников и клиентов вести здоровый образ жизни. На сегодняшний момент Mark & Spencer удалось сократить объем отходов на 28%, а использование водных ресурсов – на 27%. В этом году компания сэкономила $214 млн, что на 29% больше, чем в 2011 году. 

Казахстан также стремится не отставать от передовых стран по внедрению политики устойчивого развития, которая предполагает прекращение нерационального рос­та использования ресурсов окружающей среды. По словам главы РК, переход к «зеленой» энергетике и внедрение «зеленых» технологий – это растущий вектор глобальной экономики. Согласно «Стратегии-2050» государство намерено ежегодно инвестировать в «зеленую модернизацию» средства в объеме 2% от национального ВВП.

Между тем бизнес, работающий в Казахстане, за редким исключением, по собственному решению придерживается принципов защиты окружающей среды. Компании вынуждены быть «зелеными», потому что экологический налог в стране работает по принципу «платит тот, кто загрязняет природу».

Данный принцип срабатывает в отношении газовой и нефтяной промышленности. За 30 лет инвестиции ТОО «Тенгизшевройл» в проекты по снижению воздействия на окружающую среду составили $2,6 млрд. Общая сумма инвестиций в проекты по защите окружающей среды АО «Карачаганак Петролеум Оперейтинг» в период с 1998 по 2012 год составила 34,3 млрд тенге ($239,4 млн). В настоящий момент на АО «АрселорМиттал Темиртау» ведется широкомасштабная реконструкция и строительство новых производственных мощностей в соответствии со стратегией перехода Республики Казахстан к «зеленой» экономике. Предприятие планирует затратить на экологические проекты до 2015 года 9 млрд тенге. Ранее на реализацию 18 проектов в 2011–2012 годах компания инвестировала свыше 11 млрд тенге ($73,5 млн). 

Тем не менее не все компании являются приверженцами экотренда, обосновывая это тем, что не видят особого влияния экологичности на финансовую составляющую бизнеса. И таких, по данным BCG, оказалось 37% от всех опрошенных респондентов. Они подчеркнули, что подобные программы несут огромные убытки в виде высоких цен на производство и внедрение новых технологий, а также административные издержки.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Андрей Мовчан: мигранты, курс рубля, инфляция

Смотреть на Youtube

Еркин Татишев : «Около 30% бизнеса в Казахстане не переживет коронакризис»

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить