Томохиро Хоши: Цифровое образование в будущем станет рынком с оборотом в $1 трлн

11852

Последние два года пандемии подтвердили, что происходит трансформация классической школы, на наших глазах меняются образовательные технологии, методики преподавания

Томохиро Хоши
 
Томохиро Хоши

7-8 декабря в Алматы пройдет международная конференция EdCrunch Glocal о новых технологиях в образовании. Одна из тем конференции - онлайн-обучение. Мы решили задать несколько вопросов главе Стенфордской онлайн-школы (Stanford Online High School) Томохиро Хоши, который имеет четырнадцатилетний опыт работы в области онлайн-образования. Доктор Хоши выступит на сессии с темой «Онлайн-школы и онлайн-классы: достигли ли мы переломного момента?»

Доктор Хоши, вы являетесь руководителем онлайн-школы Стэнфордского университета (SOHS). Когда и как начался ваш путь в этой школе?

- Я поступил в SOHS в 2007 году, тогда был аспирантом Стэнфордского университета и получил степень доктора философии. Я наткнулся на проект разработки онлайн-курса философии для старших классов, который является частью школьной программы в SOHS. В то время у меня была должность научного сотрудника, и когда я познакомился ближе с работой онлайн-школы, я увлекся этой темой, тем более тогда уже появлялось много больших онлайн-платформ.

Как пандемия повлияла на онлайн-обучение, в том числе на вашу школу? Стало ли оно более востребованным?

- С началом пандемии рынок онлайн-обучения стал расти гораздо быстрее, чем ожидалось. Много студентов и преподавателей были вынуждены перейти на онлайн-платформы, которые тогда еще не были к этому готовы и адаптированы для большого числа пользователей. Участники процесса разделились на два лагеря: в первом люди находили процесс онлайн-обучения более эффективным по сравнению с традиционным, а во втором люди были недовольны навязыванием непривычного и неэффективного, на их взгляд, формата преподавания. Я думаю, в тот период некоторые платформы дали сбой, что могло повлиять на формирование негативного отношения к онлайн-обучению. Сегодня рост в крупных зарекомендовавших себя школах продолжается, несмотря на то, что постепенно появляется больше возможностей для очного обучения.

Панельная дискуссия, в которой вы будете участвовать на конференции EDCrunchGlocal, посвящена теме под названием «Онлайн-школы и онлайн-классы: достигли ли мы переломного момента?» Настал ли уже этот переломный момент и какие прогнозы в области онлайн-образования на ближайшие три-пять лет?

- Переломный момент состоит в том, что онлайн-формат обучения уже не воспринимается в мировом сообществе как факультативный и дополнительный, а становится равноценным очному.

Через несколько лет, по прогнозам, цифровое образование станет рынком с оборотом в $1 трлн (~ 10% всего мирового рынка образования). Можно с уверенностью говорить, что онлайн-формат обучения станет более популярным и востребованным. В связи с ростом рынка, все больше будет появляться узкоспециализированных школ с четким и ясным видением типа учащихся, на которых они нацелены, и того уровня образования, которое они стремятся дать. Уже сейчас есть отличные онлайн-школы, гарантирующие качественное образование (как среднее, так и высшее), и их будет становиться все больше и больше. Я также знаю много примеров, когда школы и ВУЗы развивают гибридную форму обучения, где есть и очные, и онлайн-занятия.

В сфере бизнеса есть такое понятие как гиг-экономика, так вот в сфере образования это явление также имеет место быть: все больше учителей будут работать неполный рабочий день.

Отличаются ли методы обучения? Какие методы традиционного обучения не подходят для дистанционного формата?

- Некоторые из проблем, которые есть в традиционном офлайн преподавании, имеют тенденцию усугубляться в онлайн-среде. Например, длинные лекции: они не особо эффективны в очном обучении, что уже говорить про онлайн-формат.

В диджитал-обучении эффективен, например, метод перевернутого класса: до урока дети самостоятельно изучают теоретическую базу (смотрят видео на заданную тему, слушают подкасты), а во время занятия отрабатывают полученные знания на практике, разбирают сложную теоретическую часть, решают практические задачи и выполняют исследовательские задания.

После онлайн-занятия выполняются тесты на понимание и закрепление пройденной темы.

Благодаря этой методике студенты активно вовлекаются в процесс, а именно вовлечение, активное участие — залог успеха при работе онлайн.

Более результативной считается работа в малых группах по 3-5 человек, особенно для младших классов.

В онлайн-классе отличным инструментом для взаимодействия с учащимися, помимо микрофона и веб-камеры, является текстовый чат. Но в этом случае нужен четкий регламент, о чем и когда можно писать, чтобы не мешать обсуждению в классе нерелевантными комментариями. На большой лекции было бы здорово иметь человека, который будет управлять чатом рядом с преподавателем.

Что касается дошкольного образования, то в онлайн-обучении здесь нет необходимости: в этом возрасте у ребенка развиваются социально-эмоциональные навыки, для которых живое общение и физический контакт с педагогом крайне необходимы. Мне неизвестны исследования, которые доказали высокую эффективность дошкольного обучения через диджитал-платформы.

Исследователи и психологи высказывают свои опасения на этот счет. Онлайн-занятия в раннем возрасте могут применяться отчасти и только в том случае, если мы гарантируем, что объем экранного времени будет меньше рекомендуемого: скажем, не более 2 часов в неделю для определенной возрастной группы.

Есть ли разница в восприятии и качестве усвоения информации на онлайн-занятиях и занятиях в традиционной школе?

- Весь мой педагогический опыт говорит о том, что ключевую роль в образовательном процессе всегда играет учитель, его профессионализм, знание и чувство аудитории. Эффективность очного обучения и онлайн-обучения равны, если преподаватель нашел правильный формат подачи информации. А выбор формата зависит от множества факторов: возраста учащихся, их цели, способности, успеваемости.

То есть дистанционное обучение может приносить те же результаты, что и традиционное?

- Говорить за всех я не могу. Существует огромное разнообразие онлайн и офлайн-школ в каждой стране. Если же речь идет о нашей онлайн-школе SOHS, то мы можем гарантировать высокий уровень подготовки, даже при условии, что 100% занятий проходят онлайн.

Есть ли какие-то риски, в случае если образование полностью перейдет в диджитал?

- Да, рисков много и они связаны с качеством полученного результата. В идеале на занятии должны учитываться разные потребности разных учащихся. Если обучение будет основываться только на одном методе, педагог не сможет удовлетворить потребности всех учеников. Я знаю многих студентов, которым онлайн-формат не подходит.

Какое, на ваш взгляд, главное правило качественного преподавания?

- Я искренне верю, что дети учатся лучше, когда их поддерживают учителя, когда в школе и в классе благоприятная безопасная обстановка. Я всегда стараюсь, чтобы во время моих занятий мои ученики чувствовали себя комфортно и знали меня не только, как своего учителя, но и как человека. Я часто привношу в образовательный процесс свои личные истории, рассказываю анекдоты, обсуждаю с ними новости прежде, чем приступить к изучению предмета. Это правило работает и на онлайн-занятии, и когда мы встречаемся вживую.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Данияр Алшинов: путь в мировое кино

Смотреть на Youtube

Лилия Рах: Из деревни - к звёздам мировой индустрии моды

Смотреть на Youtube

Досым Сатпаев: продукты системы Назарбаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить