Университет бунта

6344

Себастьян Трун хочет решить проблемы высшего образования. Как насчет степени магистра за $100?

ERIC MILLETTE ДЛЯ FORBES

Спросите изобретателя, а также члена Google Себастьяна Труна, что вдохновляет его действовать, и он назовет три фактора: большие нерешенные проблемы, желание помочь людям и «пренебрежение к власти». 45-летний Трун уже два десятилетия служит высоким целям (и раздражает консерваторов). Будучи студентом колледжа в Германии, он не раз бросался на конференции и представлял там крупные работы по машинному обучению, даже не спросив одобрения своего профессора. В 2006 году Трун появился на обложке Forbes c интервью о создании беспилотных автомобилей, проходящих пробки и соблюдающих правила без вмешательства человека. Возглавив секретную научно-исследовательскую Google XLab, он помог воплотить робокаров в реальность. Теперь, после 200 тыс. миль тестов на дорогах Невады, его творения признаны достаточно безопасными для появления на общественных дорогах. Калифорния может последовать примеру.

Трун нашел себе новое занятие, которое захватывает его даже еще сильнее, – проблемы высшего образования. Традиционные программы университетов слишком дороги и неэффективны, настаивает он. Трун хочет положить начало настоящей революции – лучшие учителя мира будут проводить интерактивное онлайн-обучение для 100 тыс. студентов со всего земного шара. Безгранично и мгновенно.

Финансисты Charles River Ventures уже вложили в его стартап Udacity более $5 млн. «Мне нравится спонсировать людей с бунтарским характером, – объясняет партнер CRV Джордж Захари. – Они выдают революционные решения».

Программы первого курса, разработанного Udacity, бесплатны. И хотя со временем Трун планирует сделать их платными, цены будут фантастически низкими. Степень магистра, например, может обойтись всего в $100. В прошлом году в Стэнфорде Трун провел собственный обучающий курс по искусственному интеллекту, после которого он еще больше утвердился во мнении, что будущее за форматом онлайн. «Теперь возможно помочь многим людям, – заявил собеседник. – Я считаю, это настоящая миссия».

В сфере высшего образования онлайн настоящий бум стартапов. Однако все игроки не выбиваются из традиционной системы. EdX – совместный проект Гарварда и Массачусетского технологического университета. Проект Coursera финансируется Стэнфордом, Университетом Мичигана и Университетом Пенсильвании. 2Tor, привлекший $90 млн венчурного капитала, проводит онлайн-программы по бизнесу и сестринскому делу в партнерстве с Университетом Северной Каролины в Чапел-Хилл и Джорджтауне. Руководство этих стартапов считает, что полезно объединяться с университетами и решать, что именно преподавать онлайн, как это сделать и как решить тонкие вопросы аттестации, зачетов, дипломов и защиты от жульничества.

Эмили Дикинсон – в массы

Эл Филрайс – циник. Он преподает английский язык в Университете Пенсильвании и никогда не относился всерьез к громким заявлениям, что будущее, дескать, за обучением онлайн. А еще… Эл Филрайс – идеалист. Этой осенью он станет онлайн-учителем для огромной аудитории. Программа охватывает произведения многих авторов – от Эмили Дикинсон до Уильяма Карлоса Уильямса.

Однако монотонно вещать из-за кафедры Филрайс не собирается. Вместо этого он записывает дискуссию круглого стола, в которой восемь студентов обсуждают и крушат разные позиции. Онлайн-форумы позволят студентам обсудить каждое мнение детально, а посты, получившие наибольшее количество голосов и отражающие глубокое понимание вопроса, автоматически поднимутся на верхние строчки. Неопределенность исчезнет. Баллы будут выставляться в соответствии с коллективной оценкой письменных эссе. Количество подписчиков проекта достигло почти 10 тыс. человек. Регистрация продолжится и летом. Для сравнения: наибольшее количество человек в классе Филрайса в Университете Пенсильвании – 177. Профессор будет частью первой обучающей команды в Coursera, предприятию по онлайн-обучению. Coursera привлекла крупное финансирование от ведущих университетов.

Смогут ли даровитые преподаватели сделать онлайн-обучение по-настоящему успешным? Показательна история самого Филрайса. Впервые он познакомился с проектом в январе, когда основатели Дафна Коллер и Эндрю Энджи посетили Университет Пенсильвании, чтобы найти потенциальных учителей. 25 профессоров выступили на ознакомительной встрече. Половина учителей загорелись энтузиазмом, а другая половина спрятались за колоннами так, что их видно не было, вспоминает Филрайс.

«Я проникся новаторским духом, – рассказывает собеседник. – Дафна и Эндрю сказали: «Мы понимаем все недостатки. Для того чтобы сделать все правильно, нам нужна будет ваша помощь». И я заинтересовался».

Подобная коллегиальность вовсе не в духе Труна. «Понятие «ученая степень» уйдет. Это очевидно. Ее идея в том, что вы после окончания школы проводите определенное время, обучаясь для дальнейшей карьеры. Но карьера и профессии за жизнь меняются так часто, что модель ученой степени уже устарела», – объясняет он.

Так что цель Udacity – стать карьерной академией для способных людей всех возрастов. Офисы компании расположены совсем недалеко от Стэнфорда, но от идиллических окрестностей университета их отделяет целый мир. Офисы представляют собой открытое, похожее на амбар пространство с заляпанными бежевыми коврами и дешевыми столами. На хрупком журнальном столике лежит доска для интеллектуальной игры Го. У компании 25 сотрудников, большая часть которых специалисты по видео, графике и программному обеспечению. Их задача – сделать каждую секунду онлайн-программы как можно ярче и интереснее.

На сегодняшний день Udacity предлагает 11 программ по таким предметам, как компьютерное программирование, статистика, математика, а также программирование робокара – специальный курс с самим Труном. Все программы бесплатны. Некоторые учителя прибыли из государственных университетов Нью-Джерси, Юты и Вирджинии, остальные же – эксперты индустрии. Зарплата составляет от $5 тыс. до $10 тыс. за курс. А студенты – это в основном те, кто уже успел сделать начальную карьеру и желает углубить профессиональные знания. В этом году Udacity планирует ввести гуманитарные программы. Трун говорит, что в основном сервис будет бесплатным, однако в конечном итоге на сертификаты и некоторые расширенные опции (например, чат) будут определены тарифы.

А ведь лишь год назад казалось, что Трун процветает в атмосфере традиционной академии. За восемь лет он прошел путь от студента докторантуры в Университете Бонна до постоянной должности в Стэнфорде на отделении компьютерных наук. За это время он успел поработать в частном Университете Карнеги – Меллон. «Я был популярным профессором, – улыбается Трун. – Мой учительский рейтинг обычно был очень хорош. Я мог взять запутанный предмет и объяснить его в развлекательной форме».

Тем не менее профессор Трун не понаслышке знает и о проблемах. Во многих его группах студенты показывали на экзамене куда худшие знания, чем он ожидал. По словам Труна, он попал в «лекторскую ловушку», где лектор кажется превосходным и несколько самых одаренных студентов создают впечатление активного класса. И на этом внешне преуспевающем фоне не заметно, что большая часть студентов не успевают за программой. Трун понял, что необходимо найти способ вовлечь всех студентов.

Малоизвестный аналитик хедж-фонда Салман Кхан из Маунтин-Вью приобрел невиданную популярность со своими уроками математики на YouTube. Также снискала успех Дафна Коллер, профессор компьютерных наук из Стэнфорда. Она ломает традиционную схему, делая материал лекций домашней работой, а время урока используя для разрешения проблем.

Трун планирует применить новые элементы в классе по искусственному интеллекту осенью 2012 года. Эту программу вместе с руководителем исследований Google Питером Норвигом они преподавали в Стэнфорде. В августе они представили миру бесплатную онлайн-версию и привлекли 58 тыс. подписчиков. После шквала отзывов в прессе их количество утроилось. Дилетанты вышли из игры очень быстро, но 23 тыс. студентов успешно завершили курс. К большому удовольствию Труна, многие из них получили отличные оценки на экзамене. По его подсчетам, за один онлайн-курс он повлиял на большее количество студентов, чем за двадцать лет работы в классе.

В январе профессор объявил, что работа на полный рабочий день в Стэнфорде окончена. В кампусе это заявление вызвало смешанную реакцию. В марте 2011 года он уже объявлял об уходе, из-за того что необходимо уделять массу времени остальным проектам (например, запуску программы дополненной реальности Google Glass). На данный момент его основная работа – это руководство Udacity. Однако он сохранил должность профессора по научно-исследовательской работе для аспирантов Стэнфорда. Трун работает там на 20-процентную ставку. Также один день в неделю он работает в Google под началом Сергея Брина.

Студенты Udacity знают, что Трун – профессор Стэнфорда, но он понимает, что проект нельзя представить каналом к лучшим профессорам этого университета. Соблюдая высочайшую дипломатию, в мае Трун назвал свое сотрудничество со Стэнфордом «фантастикой». Председатель отдела компьютерных наук Дженнифер Уидом ответила не менее учтиво, объявив себя «большой поклонницей Себастьяна». Но напряженные моменты все-таки есть. Летом 2011 года, продумывая проект, Трун предположил, что Стэнфорд мог бы подтвердить дипломы онлайн-студентов. Администрация университета встрепенулась. «Мы сказали Себастьяну: «Этого мы не можем сделать», – вспоминает Уидом. Так что онлайн-студенты не получили аккредитации Стэнфорда, равно как и листов, сравнивающих их оценки с оценками студентов университета.

Знаменитые университеты не хотят менять устоявшийся порядок академических зачетов, подбора преподавателей и создания программ, и их можно понять. Значит, так тому и быть, считает Трун. Udacity, находящаяся еще на ранней стадии, может создать свой свод правил. Философия Труна включает в себя множество проверок студента – контрольные вопросы каждые две-пять минут являются ключевым элементом каждого урока. «Вы не худеете, смотря, как кто-то тренируется, – говорит профессор. – Точно так же вы не учитесь, наблюдая за тем, как кто-то решает проблемы. Я понял, что единственно эффективный путь учебы-онлайн – это заставить студентов решать задачки самостоятельно».

Иногда задача может потребовать быстрых вычислений. В другой раз студенту придется выбрать из имеющихся вариантов или же создать одну-две линии компьютерных кодов. Ответ оценивается всего за несколько секунд. Правильные ответы показывают, что вы идете в верном направлении, неверные же дают шанс ответить еще раз.

Фантазия здесь частый гость. В ознакомительной программе по созданию поисковых сервисов Дэвид Эванс, профессор Университета Вирджинии, для объяснения сетевого дизайна использует карту Древней Греции с маленькими стилизованными «кострами». Они показывают, как с помощью примитивных дымовых сигналов люди сообщали, что с боя вернулся царь Агамемнон. Затем Эванс просит студентов предположить, как можно было ускорить эту стародавнюю сеть. Среди вариантов: Зевс мог бы повысить скорость света.

Благодаря дешевому и быстрому интернет-соединению такие курсы могут быть доступны по всему миру за $0,5–1 со студента. Массовое обучение стало куда доступнее, чем несколько лет назад. Еще один хороший фактор – рост соцсетей. Студенты могут создать многочасовую учебную группу, не встречаясь в реальной жизни.

Тем временем инженеры Udacity продумывают все до мелочей. Например, студия компании не использует изображение профессора в полный рост – это навевает скуку. Вместо этого применяются изображения с близкого расстояния, преподаватели пишут ключевые слова на цифровой доске. «Умное» редактирование ускоряет процесс написания длинных слов. Если все сделано правильно, достигается эффект, сравнимый с индивидуальным занятием, считает один из учителей.

Цель Udacity – стать карьерной академией для способных людей всех возрастов

Ключ к успеху Udacity – это техника. Один из основных вопросов – понять, как оценивать работу 10 тыс. человек в гуманитарных и социальных науках. Ведь в этих сферах нет однозначного ответа на все вопросы. Трун возлагает большие надежды на аттестацию на основе мнения сокурсников, возможно, вместе с оценкой общественной репутации. Таким образом, сами же студенты помогут выявить наиболее талантливых учеников. Но в деле такие методы пока не проверялись. Другой важный аспект: уверенность, что студенты, одержимые оценками, не жульничают, обмениваясь ответами с друзьями или создавая поддельные аккаунты. Это неловкий секрет обучения онлайн: люди, страстно желающие высший балл, с помощью нескольких аккаунтов могут выучить о курсе столько, что на финальном экзамене покажутся гениями.

Решение Труна действовать отдельно от любых крупных университетов также может доставить неприятности. Конкурент Udacity – проект Coursera выстраивает каталог программ куда быстрее благодаря озвученной поддержке многочисленных университетов. Так или иначе, Трун получает удовольствие, даже если все непросто. «Мне нравятся ситуации, в которых я не знаю досконально, что нужно делать, – рассказывает он. – Таким образом я многому учусь. Бывают неудачи, бывают победы. Цель – сделать так, чтобы было больше побед».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Казахстанские хакеры работают на НАТО?

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить