Деньги на шоу-бизнес

9980

Альтернативные бизнес-модели в шоу-бизнесе набирают обороты

Архивы пресс-служб
Битва за деньги уже идет по новым правилам

Шоу-бизнес во всем мире переживает непростые времена – возможности Интернета подкосили продажи дисков, некоторые музыканты полностью переключаются на сборы от туров, а с пиратами пока так и не научились бороться. Сама интернет-среда с самого начала сформировала определенное отношение к контенту в Сети как к чему-то априори бесплатному.

На этом фоне интересно посмотреть различные альтернативные модели в шоу-бизнесе. В частности, обращает на себя внимание проект SellaBand, который базируется в Мюнхене и Амстердаме. Проект был запущен в августе 2006 года как площадка, на которой музыканты могут самостоятельно искать финансирование по принципу crowdfunding. Группе или исполнителю не надо было убеждать какую-нибудь звукозаписывающую компанию профинансировать и издать их альбом, а достаточно было выставить заявку на SellaBand с указанием необходимой суммы и условий вознаграждения и ждать деньги от фанатов.

К настоящему времени через площадку были собраны средства для издания альбомов более 80 музыкантов, а общий объем вложенных фанатами средств превысил $4 млн. Эти деньги ушли главным образом малоизвестным и независимым от лейблов музыкантам. В этом смысле SellaBand стал действительно интересным каналом финансирования альтернативной музыки. Работает схема так: выбираете музыкальный проект, который заявился на площадке, знакомитесь с его условиями, выбираете и финансируете. Как только артист набирает необходимую сумму, сделка закрывается и вы получаете свое вознаграждение. Как правило, это диск, брендированная сувенирка, бесплатное участие в какой-нибудь тусовке или присутствие на записи трека музыкантом. По сути, вознаграждение больше моральное – де-факто это предоплата диска по предзаказу и ощущение принадлежности к некоему клубу избранных, ну и удовлетворение от поддержки любимой группы, а также возможность почувствовать себя воротилой шоу-бизнеса на уровне крутого лейбла.

80 музыкантов и $4 млн за несколько лет – не такой уж и выдающийся результат. И дело не в том, что обращаются туда только альтернативные музыканты. В 2009 году к своим фанатам через SellaBand обратилась довольно известная команда Public Enemy. За один только уикенд сразу после объявления от группы фанаты собрали $14 500 при необходимой сумме в $250 000. Но уже через некоторое время Public Enemy была вынуждена признать, что новая модель финансирования еще не совсем развита, и сократила свою заявку до $75 000, которые должны были пойти на покрытие затрат на запись альбома. Фанаты должны были получить помимо обычного вознаграждения в виде диска еще и 33% доходов от реализации альбома. К октябрю 2010 года группа собрала необходимую сумму и сделка была закрыта. Как дальше развивается ситуация с получением доходов от реализации, пока неясно. Поэтому сказать, что SellaBand стал культовым проектом, нельзя.

Но сама модель выглядит заслуживающей внимания. Важной деталью механизма работы через SellaBand является то, что музыкант сохраняет права на свои песни и ему никто не диктует, какие песни войдут в альбом, обеспечивая свободу творчества. Если развивать идею дальше, то, получив деньги от нескольких тысяч фанатов, вы имеете еще и такую же армию агентов продвижения вашего альбома. SellaBand стал примером для другого схожего по модели проекта во Франции – Kisskissbankbank. Во французском проекте фанаты получают возможность влиять на музыканта по определенным решениям. И тот и другой проект до сих пор существуют и помогают музыкантам собирать небольшие безрисковые финансовые ресурсы на выпуск новых альбомов. То есть модель вполне жизнеспособна. И подтвердить ее, скорее всего, можно только через американский рынок.

Авторы проекта рассчитывают на аудиторию, которая не хочет платить $15 за новый диск, но не приветствует пиратства, при этом охотно перечислит $2

Одной из самых крупных crowdfunding-площадок в мире стал американский Kickstarter в Нью-Йорке. На конец прошлого года через него были профинансированы различные проекты на сумму более $100 млн, среди которых немалое место занимают и заявки в сфере шоу-бизнеса. Среди проектов, набравших самые большие суммы в этом секторе, – Save Blue Like Jazz, проект фильма на основе мемуаров Дональда Миллера из «Нью-Йорк Таймс», собравший уже больше $345 000. А также заявка от группы Five Iron Frenzy, уже получившей более $200 000 на выпуск нового альбома, хотя изначально заявка была только на $30 000. Всего же к настоящему времени более $50 000 на запуск альбомов через Kickstarter собрали 15 команд, а более $30 000 – 57 музыкантов. Платформа же зарабатывает на комиссии в 5% от набранной суммы, которая взимается в случае успешности профинансированного проекта.

Будь как уличный музыкант

Испокон веков в городах выступали уличные музыканты, на которых не надо было покупать билеты и можно было платить столько, сколько посчитаешь необходимым, или вообще не платить. Эта схема в условиях тотального пиратства стала одной из основных для музыкантов по продаже своих альбомов или синглов через Сеть. Одной из первых громких попыток стала группа Radiohead, которая выставила в Интернете новый альбом для бесплатного легального скачивания. Фанаты в итоге перечислили группе средств более $1 млн.

Основываясь на этой концепции, был запущен проект Anjuno, на котором любой производитель контента – музыкант, писатель или издатель игр – может выставить свое произведение. Посетители сайта скачивают все бесплатно, и если им понравится, то могут заплатить, сколько посчитают нужным. Anjuno берет комиссию в 15% от общей суммы поступившей финансовой благодарности. Авторы проекта рассчитывают на аудиторию, которая не хочет платить $15 за новый диск, но и не приветствует пиратства, при этом охотно перечислит $2, если продукт ей подходит. Пока эту платформу используют в основном как дополнительный маркетинговый канал по продвижению контента. Насколько проект будет успешным, пока неясно.

Поделиться фанатами

Музыкальные фанаты играют и будут играть все большую роль в финансировании и управлении музыкальными проектами, которые они любят. Новая платформа Fanatic.FM предоставляет возможность различным брендам использовать базу фанатов. То есть это место, где музыканты и бренды могут сойтись. Использование известных музыкантов и других селебрити в рекламе совсем не новая идея. Но это касается самых популярных артистов и топовых брендов. Данная же платформа дает возможность среднему составу и средним компаниям использовать возможности друг друга. За свои услуги Fanatic.FM берет 30% комиссии.

Альтернативные модели финансирования в шоу-бизнесе еще не сравнялись с традиционными, но уже очевидно, что они наберут критическую массу в обозримом будущем.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Бахт Ниязов: как живет венчурный инвестор в Казахстане?

Смотреть на Youtube

Бейбит Алибеков: как совмещать luxury-жизнь и активную гражданскую позицию?

Смотреть на Youtube

Как Дамир Аманжолов боролся с мародерами и помогал раненым во время беспорядков в Алматы

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить