Как развиваться компаниям, которые не строят экосистему

10891

Вначале 1990-х в США появился термин: бизнес-экосистема. Этим позаимствованным из биологии понятием стали обозначать комплекс взаимосвязанных услуг и продуктов, который открывает новые возможности для потребителей

ФОТО: © Depositphotos.com/all4one_20

Бизнес-экосистемы становятся все популярнее. По данным The Boston Consulting Group (BCG), если в 2000 году в глобальном индексе S&P 100 было всего три компании, развивавших собственные экосистемы, то в 2020-м таких стало 22. Ставку на экосистемы особенно часто делают стартапы: из 772, достигших капитализации в $1 млрд в 2015–2021 годах, 179 (23%) функционируют как экосистемы.

Компании из традиционных сфер следуют за стартапами. Более половины участников S&P 100 уже развивают собственные экосистемы. Девять из десяти опрошенных экспертами BCG крупных компаний планируют вкладывать в экосистемы еще больше ресурсов. Большинство респондентов при этом считают, что собственные экосистемы нужно строить с нуля. Что в корне неверно, утверждают в BCG. Далеко не все корпорации должны идти по этому пути – многие выиграют, если станут частью уже существующих экосистем.

С пользой для бизнеса

Эксперты признают: наиболее известные бизнес-экосистемы были созданы на основе уникальных платформ. Amazon, Apple, Alibaba, Facebook, «Яндекс» – каждый из этих гигантов построил свою собственную вселенную. Однако не всем подходит этот путь: подобные начинания не только крайне затратны, но и в некоторых случаях бессмысленны. Вместо того чтобы пытаться повторить чужой успех, топ-менеджеры должны чаще оценивать возможности присоединения к успешным платформам. Это далеко не всегда означает уступку конкурентам – иногда использование имеющихся у других компаний ресурсов может быть весьма выгодным.

Главный плюс участия в уже налаженной экосистеме – низкие риски. Стать частью другой платформы – гораздо менее авантюрная затея, чем начинать с чистого листа. Да, раньше считалось, что владеть собственной экосистемой – более завидная позиция. Контроль над развитием платформы, доступ к информации, распределение прибыли – все эти привилегии доступны только владельцам платформ.

Но сегодня эксперты сходятся во мнении, что использовать чужую бизнес-экосистему в собственных целях тоже выгодно. Присоединиться к раскрученной платформе можно, не затрачивая много сил и времени. В таком случае компания может выбрать ту экосистему, которая подходит ей больше всего. Некоторые бизнесы умудряются стать частью сразу нескольких платформ – это дает им рычаг воздействия на владельцев экосистем. Если же предоставлять платформам уникальные услуги, то и вовсе можно претендовать на часть прибыли.

Серый кардинал

Роль участника, а не создателя платформы способна и привлечь внимание инвесторов. Все знают экосистему Uber, которая росла на целых 24% в год в 2016–2020 годах. Но мало кто слышал о компании Adyen – платежной системе, ставшей составной частью Uber. Еще меньше людей знает о том, что Adyen в 2016–2020 годах росла на 43% ежегодно. За указанный период Adyen заработала $1,1 млрд до вычета всех налогов, тогда как Uber в совокупности потерял $20 млрд. Совсем недавно Adyen обогнала Uber даже по капитализации, достигнув показателя в $82,8 млрд против $81,3 млрд у более известного партнера. Подобные примеры есть и в других сферах.

Быть начеку

Компании, которые задумываются о запуске или расширении своей бизнес-экосистемы, должны взвесить все за и против, прежде чем решить, что лучше – быть создателем или участником? B BCG отмечают: все больше бизнесов выбирают последнее. О чем же стоить помнить тем, кто решил стать частью сторонней платформы?

Во-первых, необходимо выстроить хорошие взаимоотношения как с владельцем платформы, так и с другими участниками. Помните о правиле золотой середины: здоровая конкуренция еще никому не помешала, однако сотрудничество иногда помогает достичь большего успеха.

Во-вторых, нужно сразу решить ряд ключевых вопросов, касающихся доступа к данным, взаимодействия с клиентами и взаимных обязательств.

В-третьих, не забудьте учесть: любая экосистема эволюционирует. Подумайте, как та или иная платформа будет выглядеть через пять-десять лет, и постарайтесь принять во внимание ее возможные видоизменения.

Простые правила

Эксперты BCG рекомендуют придерживаться ряда правил, выработанных ими на основе многолетнего опыта сотрудничества с компаниями, которые становятся участниками сторонних платформ:

  • выберете ту экосистему, что подходит вам больше всего;
  • определите степень вашего участия в этой экосистеме;
  • найдите способ отличиться от других участников платформы;
  • не давайте возможность владельцу платформы использовать вас в своих целях;
  • покиньте платформу, если пришло время уходить.

Участие в сторонних экосистемах становится все более популярной формой развития бизнеса. Аналитики считают, что это вполне нормально – не всем компаниям дано быть технологическими гигантами. Если помнить о перечисленных правилах, то можно использовать разработанные другими компаниями платформы к своей выгоде.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Декларирование: ответы на вопросы

Смотреть на Youtube

Китайские машины, утильсбор, льготные автокредиты

Смотреть на Youtube

Досым Сатпаев: продукты системы Назарбаева

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить