Социальная реальность

6570

Строительные компании хотят вернуть собственное министерство

фото: Андрей Лунин

Согласно программе «Доступное жилье – 2020» Казахстану необходимо через шесть лет выйти на объем строительства в 10 млн кв. м в год. По итогам 2013 года данный показатель оказался равен 6,843 млн кв. м.­ О возможных путях достижения указанной цели и проблемах сектора в целом мы поговорили с президентом «Элитстройгрупп» Кайратом Оразбековым.

– Кайрат Айтмолдаевич, каковы, на ваш взгляд, перспективы рынка социального жилья?

– Рынок недвижимости Казахстана можно поделить на четыре класса. Первые два – премиум и коммерческая недвижимость. Доступное и социальное жилье – это 3-й и 4-й. Последние два практически не охвачены ни финансовыми институтами, ни крупными строительными компаниями, хотя в них как раз заинтересована большая часть граждан. Вот этот сегмент сейчас надо охватить и обеспечить жильем – доступным и качественным. Для нас это перспективная точка роста, а также снижение социальной напряженности среди населения.

Именно эту задачу ставит перед нами государство. Если рассматривать реальный ценовой диапазон, в котором надо предоставлять жилье 3-го и 4-го класса, то это, на мой взгляд, $1000–1150 и $700–800 за «квадрат» соответственно. 

На данный момент только 25% населения страны может позволить себе недвижимость 3-го и 4-го класса. Остальные нуждающиеся в крыше над головой казахстанцы должны быть обеспечены ею в рамках программы «Доступное жилье – 2020». Но для этого необходимо решить целый комплекс проблем…

– О каких конкретно проблемах вы говорите?

– Во-первых, есть препятствия в действующем Законе «О долевом участии в жилищном строительстве». Это краеугольный камень, который на текущий момент вместо того, чтобы быть точкой опоры, выступает неким тормозом развития. Те поправки, которые вводились во время кризиса, были приняты на некоем отрицательном эмоциональном фоне. На текущий же момент они только мешают государственно-частному партнерству.

«Элитстройгрупп» в этом году заканчивает строительство ЖК «Асыл Арман» площадью в 265 тыс. кв. м. Это отличный пример государственно-частного партнерства, когда мы работали совместно с Фондом недвижимости «Самрук-Казына» (ФНСК). Параметры финансирования проекта: 80% со стороны государства и 20% – с нашей. Первая очередь объекта будет сдана к середине, вторая – к концу текущего года. При этом уточню, что, так как данный проект был начат еще до последних изменений в законодательстве, мы смогли успешно воплотить его в реальность. Посему сейчас необходимо четко понимать: для того чтобы поднять строительную отрасль, очень важно установить партнерские отношения между государством и бизнесом.

– Как можно понять, имеющиеся проблемы в основном финансового характера?

– Именно. Объемы поставленных задач несоразмерны с теми ценами, которые предложены МИО, и, по правде говоря, в сектор социального строительства никто при нынешних условиях не вложит и копейки, потому что не обеспечен приемлемый компромисс между ценами государственных программ строительства социального жилья и рыночной мотивацией строительных компаний. Убежден: когда этот баланс будет достигнут, тогда и произойдет рывок в строительной отрасли. А призывать бизнес, занятый в жилищном строительстве, к необоснованному разделению социальной ответственности с государством – это не выход из ситуации. 

По госпрограммам заложенная цена за квадратный метр 4-го класса – 90 тыс. тенге, или около $500. Смогут ли строительные компании возвести жилье по такой цене в чистовой отделке – большой вопрос.

Да, возможно, после кризиса они «голодают» и возьмутся за любой проект. Но, если мы не хотим, чтобы качество застройки сильно упало или чтобы застройщики опять, осознав, что «не потянут», начали уходить за рубеж, надо садиться за стол переговоров.

Диктуемый ныне ценовой диапазон вкупе с девальвацией приведет к банкротству большинства строительных компаний, если своевременно не принять решения, немногим повезет уйти «при своих». Нужно, чтобы само государство стало реальным регулятором и начало активно инвестировать в строительный сектор, защищать свою строительную отрасль от девальвационных и иных форс-мажорных процессов.

– Как государство может поддержать стройкомпании в плане возведения доступного жилья?

– Необходимо стимулировать и поддерживать строительство доступного жилья в целях привлечения крупных строительных компаний и инвесторов. Возместить инфляционные и девальвационные затраты, то есть индексировать. Разработать более приемлемые механизмы государственно-частного партнерства. Упростить разрешительно-согласовательные процедуры для участников строительства социального жилья.

Если мы хотим строить действительно социальное жилье, то и подходить к нему должны соответственно. В апреле пройдет обсуждение соответствующего законопроекта в парламенте, и мы надеемся, что необходимые механизмы будут выработаны.

– Ну, а что насчет ЖССБ, он может помочь в этом деле?

– На мой взгляд, работа таких финансовых институтов в направлении социального жилья должна быть построена с двух тесно взаимосвязанных сторон. Во-первых, со стороны спроса, а во-вторых, со стороны предложения. Складывается впечатление, что программа доступности жилья реализуется участниками процесса методом проб и ошибок. Сам ЖССБ не строит жилье и по программе не может приобретать жилье 4-го класса или поощрять потребительский спрос, так как жилье ценой $1000 за кв. м является несоциальным. Требуется пересмотр социальной политики банка. Этот институт должен стимулировать спрос со стороны населения, поддерживать его. Он должен быть проводником средств от государства к людям, чего сейчас не наблюдается.

– Насколько реально выйти на показатель в 10 млн кв. м к 2020 году?

– Вполне реально, если нас поддержат в нужном ключе. Однако это не предел. К примеру, в Европе ежегодно вводится 1–1,2 кв. м на каждого жителя. Мы вводим 6,8 млн кв. м, это получается примерно 39,8 кв. см на каждого казахстанца. 10 млн кв. м – это лишь 58 кв. см. Чтобы выйти на большие мощности, нужно подходить к решению проблем рынка комплексно.

Суммируя обозначенные проблемы, хочу сказать, что считаю ввиду их масштабности целесообразным вернуть министерство строительства как единый орган контроля, который бы системно решал задачи развития жилищного строительства и занимался обеспечением населения доступным жильем. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что будет с банком Bereke?

Смотреть на Youtube

Раимбек Баталов – о молоке, кредитах и прозрачности

Смотреть на Youtube

Антон Долин: отъезд из России, коллеги по «Вечернему Урганту», русское кино во время войны

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить