Терроризм в Казахстане: время собирать камни за пазухой – 2

18230

Досым Сатпаев, директор Группы оценки рисков: «Стоит обратить больше внимания и на угрозу проникновения экстремистских идей в структуры самой власти»

Фото: topwar.ru

Окончание. Начало см. здесь.

Синдром 2014

В этом году КНБ РК озвучил информацию: на стороне различных зарубежных террористических организаций (главным образом в Афганистане) воюет более сотни выходцев из Казахстана. Эта информация предоставлена спецслужбами России: вербовали наших граждан по большей части в северокавказском регионе.

В этой связи все чаще говорят о «синдроме 2014»: к этому году из Афганистана в основном будут выведены силы Антитеррористической коалиции (АТК). В Центральной Азии к последствиям такого шага относятся по-разному.

В Узбекистане или Таджикистане опасаются, что после ухода АТК из этой страны возрастет угроза дестабилизации политической обстановки во всей Центральной Азии. А слабость центрального руководства в Кабуле приведет к усилению радикальной ветви Талибана, на стороне которого воюют и граждане центральноазиатских стран. Их возвращение домой может взорвать ситуацию во всем регионе. В первую очередь речь идет о Ферганской долине. Негативные прогнозы развития обстановки в Афганистане до 2015 рассматривались в конце прошлого года даже в рамках ОДКБ. 

На этом фоне Казахстан выглядит оптимистом. Открывая в апреле XI Евразийский медиафорум, глава государства заявил: «Скажу сразу, я не приемлю «катастрофических теорий». Я абсолютно не считаю, что уже включён таймер обратного отсчёта, приближающего регион к некоему «часу Х» в 2014 году, когда в Афганистане завершится активная фаза операции международных коалиционных сил. Уверен, что ничего подобного не произойдет. Хотя есть желающие или пугающие подобным сценарием…».

Возможно, Астану успокоило заявление президента Афганистана Хамида Карзая о том, что США после 2014 планируют оставить в этой стране девять военных баз и 12 тыс. военных. Имеются в виду базы в Кабуле, Баграме, Мазари-Шарифе, Джелалабаде, Гардезе, Кандагаре, Шинданде, Гельменде и Герате, где будет проходить обучение афганских военных контртеррористическим операциям. Вот только сам Карзай даже безопасность Кабула не может гарантировать - не то что контролировать ситуацию по всей стране.

Один в поле не воин

В начале этого года, в ходе совещания президента РК с руководителями правоохранительных органов, было сделано признание в том, что силы правопорядка не готовы противодействовать террористической и экстремистской угрозам. Основными причинами названы отсутствие надлежащей прогнозно-аналитической и оперативной работы правоохранительных органов, низкий уровень профессиональной подготовки сотрудников, несоответствие материально-технического оснащения международным стандартам. Хотя причин, конечно, намного больше. Но первый шаг для решения любой проблемы - это сам факт ее осознания. После терактов последних лет государство пытается наверстать упущенное на некоторых фронтах время.

В январе 2013 был принят Закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам противодействия терроризму». Одним из его результатов стало создание в областях Казахстана региональных антитеррористических комиссий, которые должны оперативно выявлять на местах угрозы и проводить профилактическую антитеррористическую работу. Проблема только в том, что руководить этими комиссиями будут акимы, которые своими неэффективными действиями нередко сами провоцируют рост социальной напряженности.

В своей борьбе с экстремизмом и терроризмом Астана пытается опереться не только на силовые структуры и региональные власти, но и на Агентство РК по делам религии, которое на днях сделало немало интересных заявлений. В частности, казахстанских студентов, обучающихся в религиозных заведениях за рубежом, решено возвратить в Казахстан.  По данным Кайрата Лама Шарифа, сегодня в Египте, Саудовской Аравии, Пакистане, других странах учатся исламу 392 граждан РК. Также агентство считает, что казахстанские студенты могут учиться в зарубежных исламских университетах только с санкции нашего Министерства образования и науки.

В феврале под шумок была признана экстремисткой и запрещена в РК международная организация «Таблиги джамаат». А ведь она долгое время действовала на территории страны и посылала наших граждан на учебу за границу. Как выяснили силовики, из 52 жителей Жамбылской области, грызущих теологический гранит в вузах Пакистана, Малайзии и Бангладеш, членом этой организации был 41 человек.

Идет борьба и в виртуальном пространстве. В 2012 в Казахстане был заблокирован доступ к 45 зарубежным религиозным сайтам. Всего же по решению суда за последние годы был закрыт доступ к 260 интернет-ресурсам экстремистского характера. Хотя, положа руку на сердце, воевать с интернетом – все равно что вычерпывать море чайной ложкой. Поэтому госсекретарь Марат Тажин поручил Агентству по делам религий организовать «горячую линию» по приему от граждан информации о деятельности незарегистрированных религиозных объединений. Кроме того, Минкультинформу совместно с правоохранительными органами дано задание подготовить серию передач и публикаций в СМИ об экстремистских организациях, действующих на территории Казахстана.

Свой вклад в борьбе с терроризмом решил внести и вездесущий сенатор Гани Касымов, который предложил ужесточить контроль за прибывающими в страну иностранцами, особенно за трудовыми мигрантами из других стран Центральной Азии.

Странно только, что в качестве питательной среды для радикальных структур власти стараются не упоминать внутреннюю миграцию из неблагополучных регионов Казахстана в крупные города. Впрочем, это и понятно. Ведь тогда придется признать, что внутренние причины экстремизма доминируют над внешними. Что коррумпированный чиновник хуже террориста, так как последний способен причинить вред нескольким людям, а первый гробит целые регионы, убивает доверие к государству и веру в будущее. Именно поэтому попытки властей усилить антитеррористическую работу могут иметь лишь поверхностный и локальный эффект, так как для этой борьбы одних только силовых структур или Агентства по делам религий явно недостаточно. Только эффективная работа каждого центрального и регионального госоргана позволит минимизировать террористические риски в стране.

Но для этого надо четко разделить причины и последствия экстремизма и терроризма. С первыми должны бороться все  центральные и местные органы власти в сотрудничестве с крупными религиозными конфессиями, НПО, СМИ и политическими партиями. Именно в этом заключается сила профилактической работы. А конечная «зачистка» оформившихся радикальных структур – уже, конечно, дело силовиков.

Кстати, стоит обратить больше внимания и на угрозу проникновения экстремистских идей в структуры самой власти. Как показывает опыт других стран, некоторые экстремистские организации сейчас больше стараются работать не с маргиналами, а с перспективной молодежью, оказывая ей поддержку в продвижении на госслужбу, в том числе и в силовые структуры.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

КОСНЁТСЯ ВСЕХ! КАК СДАТЬ ДЕКЛАРАЦИЮ В КАЗАХСТАНЕ

Смотреть на Youtube

Как ведет свой бизнес Баян Алагузова?

Смотреть на Youtube

Нурлан Смагулов: Цены на авто, утильсбор, долги MEGA, «агашки», аукционы, бизнес за границей

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить