Ультрапамять

6588

Мастера искали воспоминания в синтезе фотографии и живописи

Фото: Асель Есжанова

Каждый из нас хранит фотографии и, просматривая их, мысленно возвращается к событиям, запечатленным на снимке. Мы словно вновь проживаем прошлое. Память – мера времени.

Раскрыть тему памяти через фотографию и живопись было предложено 11 художникам Казахстана и Франции для выставки «Ультрапамять», которая открылась еще в апреле во Дворце независимости в Астане.

Идея создания такой выставки родилась в парижской галерее «Ниве-Карзон». Выстaвка уже проходила в Москве, Санкт-Петербурге, Вологде, Вильнюсе, Стамбуле. В ней принимали участие французские художники и мастера той страны, где проходила выставка.

«Узнав об этом интересном проекте, я пригласила в Астану Жерома Ниве-Карзона, и мы вместе отобрали талантливых казахстанских художников, чье творчество наиболее точно отразило бы идею выставки: Сауле Сулейменову, Галима Маданова, Альмагуль Менлибаеву, Александру Угай, Гайшу Маданову. Все они в своем творчестве так или иначе отразили тему памяти. Некоторые художники уже много лет работали на грани живописи и фотографии, и, когда мы обратились к ним с предложением участвовать в проекте, они очень вдохновились и сделали работы специально для «Ультрапамяти», – рассказывает куратор выставки и основатель галереи SaulleKurpenovaGallery Сауле Курпенова.

Фото: Асель Есжанова

Выставка – это и попытка осмысления коллективной памяти. Например, участник выставки Мишель Кастанье в своих работах использует негативы старых английских фотографий, сделанных еще до Первой мировой войны. Он говорит, что в любое время, несмотря на трудности и испытания, через которые проходит человек, в его сознании остается архетип счастья, как некий слайд, который можно взять с полки и вновь проявить. Работы художницы Сауле Сулейменовой построены на синтезе двух разных сюжетов, один из которых взят из прошлого казахского народа, а второй – из современной жизни. В ее картинах можно увидеть современный мегаполис и тут же человека, который возделывал землю 100 лет назад. Таким образом в своем воображении художница дает возможность встретиться двум мирам.

Появление фотографии стало кульминационным моментом, к которому человечество стремилось веками. Теоретики и критики изобразительного искусства поспешили дать свои скептические прогнозы о будущем живописи. Но вместо логического конца, исчезновения изобразительное искусство получило новый виток: камера стала использоваться как инструмент. Доверив построение перспективы фотоаппарату, художник сосредоточился в картине на штрихах, оттенках, свете.

Восприятие картин тоже изменилось. Оно перешло в быстротечный режим. Живя в эпоху информации, мы безостановочно должны реагировать на постоянно сменяющиеся новости, сенсации. Мы сами не заметили, как с достижением заветного желания, получением картинки, достоверно изображающей исчезающие в прошлое мгновения, изменилась сущность восприятия.

Желание созерцать в нас сменилось стремлением увидеть. На созерцание нужно время, которого катастрофически не хватает человеку.

Тема памяти настолько глубока и близка каждому, что, несомненно, полотна художников откроют для нас мир, который наполнится нашими собственными отсылками в прошлое, воспоминаниями и чувствами.

«Ультрапамять» также пройдет в Алматы и Париже.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Как сеть клиник «Diaverum Казахстан» за восемь лет выросла в шесть раз »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Андрей Звягинцев: откровенное интервью

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Руслан Шаекин: Миллионер из Караганды

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить