Гид в кармане

6601

Как научить ваш смартфон рассказывать о достопримечательностях любого города

ФОТО: Андрей Лунин

Представьте, что вы идете по чужому городу и ваш мобильный телефон рассказывает о нем истории. В нужном месте (например, около исторического здания) и на нужном языке (например, на казахском, даже если вы в Африке). Именно по такому принципу работает мобильный аудиогид izi.travel. Или, как они себя называют, «платформа сторителлинга» – мобильное приложение, которое обеспечивает вам «личного гида» в городах, музеях и в дороге.

Платформа появилась в 2011 году в Голландии при поддержке инвестора из Швейцарии. Автор идеи, выходец из СНГ Александр Турский, поставил амбициозную цель – создать глобальную, открытую и бесплатную систему для всех историй мира. Примерно, как Facebook или «Википедия». К этому списку можно еще добавить YouTube, потому что принцип действия тот же самый: любой желающий может записать свой рассказ о любимом городе (или, наоборот, о дальнем путешествии), снабдить его иллюстрациями и выложить в izi.travel.

Платформа никого не отсеивает и ничего не отбирает: опубликовать свою историю может как серьезное культурное учреждение (например, Третьяковская галерея в России или Музей искусств имени Абылхана Кастеева в Казахстане), так и просто местный житель или путешественник. По словам Турского, они не боятся некачественного контента: откровенный шлак – это тот самый «фундамент», поверх которого однажды поднимутся качественные истории. Их же задача – создание рейтингового механизма, то есть технического решения, при котором мобильное приложение будет предлагать вам лучших, проверенных другими туристами аудиогидов. Создатели платформы в этом случае просто отходят в сторону и не мешают ни авторам контента, ни путешественникам.

Больше двух лет назад принципами izi.travel – открытостью и глобальностью – воспользовалась казахстанская компания «Центр Смарт Туризма». Их увлекла идея программного обеспечения гостей Алматы, и они начали искать подходящие мобильные приложения. Самой интересной им показалась международная платформа сторителлинга.

«В чем идея izi.travel? – говорит учредитель «Центра Смарт Туризма» Дмитрий Тин. – В том, что турист загружает приложение только один раз, а потом ходит в музеи Алматы или Санкт-Петербурга, Венеции или Лондона, гуляет по улицам этих и других городов, и у него везде и всегда с собой персональный аудиогид. Ему не надо больше ничего загружать, обновлять и т. д. Мобильное приложение одно и то же – меняется только сам контент. Путешественнику больше не придется стоять в очереди за наушниками в Британском музее, платить за городскую экскурсию с живым гидом, который может ему просто не понравиться, думать о языковом барьере или погоде в тот день, когда у него назначена экскурсия, – izi.travel снимет все эти вопросы».

Оценив возможности сайта и приложения, «Центр Смарт Туризма» обратился в izi.travel, сообщив, что они хотят делать на их платформе аудиогиды по Казахстану и при этом, возможно, им понадобится техническая или организационная помощь. Izi.travel, у которых тогда было не так много историй, с удовольствием откликнулись. Одним из первых казахстанских аудио­гидов стала прогулка по алматинскому «Золотому квадрату»: «Алматы – зеркало истории».

«Именно «Золотой квадрат» является зеркалом истории нашего города, – объясняет выбор Тин. – Потому что там и Старая площадь, и Академия наук, и Дворец Республики и многое другое. И, пройдя эту небольшую двухчасовую экскурсию, можно получить представление об этой истории, причем не только города, но и всей страны. Например, какие ассоциации возникают, даже у алматинцев, с Домом дружбы? Да особо никаких. А иностранцы просто падают в обморок, когда узнают, что это то самое место, где закончилась холодная война. То есть именно здесь в 1991 году была подписана знаменитая Алма-Атинская декларация, которая подтвердила Беловежское соглашение, окончательно закрепив прекращение существования СССР и образование СНГ».

После этого «Центр Смарт Туризма» обратился к «Кастеевке». Если под открытым небом izi.travel работает по GPS-координатам, то в музеях, поскольку спутник недоступен, – по QR-кодам. То есть турист идет, сканирует QR-код возле экспоната и слушает его историю: прекрасный выход для тех, кто не любит приобщаться к культуре в толпе. Причем с Музеем имени Кастеева получилось так, что компания сделала для них начальный аудиогид, но музейные сотрудники, поняв, как это работает, вскоре запустили свой – гораздо более полный. И сейчас у них самый большой аудиогид во всем Казахстане. Руководство izi.travel эту инициативу приветствовало, потому что она полностью соответствует главной идее: контент должны делать сами организации или жители.

Дальше в «Центре Смарт Туризма» сделали Музей раритетных книг, Музей природы (оба – в Академии наук Казахстана), гиды по другим объектам и, набрав определенное портфолио, обратились в Управление туризма города Алматы с предложением создать официальный аудиогид, который бы охватывал практически весь город. В итоге появился путеводитель на четырех языках (казахский, английский, русский и китайский). Главное, для его создания были привлечены известные экскурсоводы, настоящие эксперты в своем деле – Бахыт Оразымбетова и Олег Лютерович. Для того чтобы их потрясающие рассказы лучше понимали иностранцы, были привлечены носители английского и китайского, потому что одно дело – перевести и совсем другое – по-настоящему рассказать. Работа над аудиогидом заняла почти четыре месяца. Сегодня он содержит 198 объектов по всему Алматы, за два с половиной года его прослушало около 50 000 туристов.

К слову, «Центр Смарт Туризма» вообще занимается внедрением технологий в отечественный туризм и ведет отдельную цифровую секцию в Казахстанской туристской ассоциации. Что касается монетизации его работы, то, как уже говорилось, izi.travel – это бесплатная для пользователей платформа (Турский объясняет это тем, что «иначе не стать глобальными»). Но в случае с «Центром Смарт Туризма» платит дестинация, место назначения: город, музей и т. д. Расценки колеблются от 200 000 тенге для небольшого поселкового музея до 500 000 для областного города с 20 достопримечательностями и выше. Все зависит от количества объектов, объема необходимого контента, числа языков и т. д.

Интересно, что у izi.travel есть побочный эффект: «Центр Смарт Туризма» может отслеживать статистику – сколько и каких туристов приезжает в Алматы (разумеется, тех, кто пользуется аудиогидом). Она такова: треть из примерно 20 000 человек в год – это местные путешественники, треть – англоязычные, еще треть – китайские.

Возвращайтесь к нам через 6 дней, к публикации готовится материал «Bulgari выходит на старт Gran Turismo»

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Казахстанский фастфуд идёт в Россию

Смотреть на Youtube

Бизнесмен из списка Forbes – о резком росте цен, проблемах бизнеса и недостатках правительства

Смотреть на Youtube

Жумабек Жаныкулов: деловые связи, месторождения, заводы

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить