Хеппи-энд для кинорынка

6832

Как стартап Cinema Cell собирается реформировать кино постковидной эпохи

ФОТО: Cinema Cell

Индустрия кино пострадала от коронакризиса сильнее многих других отраслей, и последствия пандемии не ограничиваются цифрами, характеризующими масштабы финансового убытка. Под угрозой оказалось существование самой модели кинотеатров, принципиально не менявшейся со времен братьев Люмьер.

Проект трансформации классического кинотеатра, позволяющий игрокам рынка не только сохранить бизнес в условиях новой реальности, но и получить новый источник дохода, предлагает казахстанский стартап Cinema Cell. «С окончанием локдауна мир не вернется к привычному образу жизни, и чем раньше представители кинобизнеса осознают необходимость перемен, тем лучше для них. Наш проект предоставляет киносетям возможность защитить свой бизнес от ограничений, измениться, попробовать совершенно новую, современную модель проката», – заявляет основатель проекта 53-летний алматинец Николай Андреев.

Все начиналось с «Кино»

Для самого Николая знакомство с миром кино состоялось в 1987 году, когда без пяти минут выпускник театрально-декорационного отделения Алматинского художественного училища устроился работать на киностудию «Казахфильм». Вскоре его одновременно пригласили попробовать себя в амплуа актера на съемках фильма «Балкон» режиссера Калыкбека Салыкова и в качестве художника-декоратора примкнуть к съемочной группе картины «Игла» Рашида Нугманова. Для молодого человека выбор в пользу «Иглы» с культовым рок-исполнителем Виктором Цоем в главной роли и блестящим режиссерским и актерским составом был очевиден, и Андреев до сих пор с теплотой вспоминает время, проведенное на съемках.

В период лихих 90-х обладателю диплома художника-декоратора было практически невозможно найти работу по специальности, и Николай, подобно многим сверстникам, ушел в бизнес – сначала занимался реализацией сувенирно-подарочной продукции, а спустя некоторое время переключился на сферу недвижимости. Переломным стал 2013 год, когда предприниматель получил предложение поработать в коман­де тогда еще строившегося ТРЦ MEGA Park. Он взял на себя управление административной и маркетинговой службами. «С начала работы там я стал размышлять, как привлечь людей в торговый центр не только за покупками, но и за эмоциями, атмосферой. Мы с коллегами придумали проект Молодежного парка, на мысль о создании которого навели мальчишки, катавшиеся на скейтах между автомобилями на парковке. Так мы показали, как может выглядеть островок современной городской среды, и стали центром притяжения для не самого благополучного района города», – рассказывает собеседник.

В 2015 году Андреев начал работу над кинопроектом смешанной реальности и основал свой первый стартап – аттракцион «Комната страха Horror Lift». В создании проекта участвовал актер, художник-постановщик Бопеш Жандаев, с которым Николай был знаком еще со времен работы на «Казахфильме». Тогда же началось формирование команды стартапа; основным участником, а спустя шесть лет соучредителем компании стал режиссер Эльдар Шибанов.

Шибанов рассказывает: «Пассажиры «лифта страха» отправлялись на экскурсию по фантастическому подземному миру. Технологии смешанной кинореальности создавали полную иллюзию движения. На экранах, установленных на панелях и в полу лифта, разворачивалось действие фильма ужасов, непосредственным участником которого становился посетитель аттракциона. Визуальные и динамические эффекты создавали полную иллюзию атаки монстров и были настолько впечатляющими, что яркие эмоции испытывали даже брутальные на вид мужчины».

В 2016 году казахстанцы представили Horror Lift в США, на специализированной выставке Halloween Attraction and Haunted Houses в Сент-Луисе. Затем проект получил патент и регистрационное свидетельство Ведомства по патентам и товарным знакам США (USPTO).

«Работая над этим проектом, мы поняли, что технология VR, в которую за многие годы инвестированы миллиарды долларов, на самом деле не очень эффективна. Будущее – за технологиями, с которыми люди будут ощущать себя частью происходящего на экране, проникаться окружающей атмосферой, и им не нужны для этого дополнительные устройства в виде очков и шлемов. В отличие от VR технологии кинотеатра смешанной реальности обеспечивают эффект присутствия в наиболее полной мере. Опыт Horror Lift показал, что иллюзию погружения лучше всего удается воссоздать в небольшом помещении, в котором все динамические эффекты работают наиболее активно и воспринимаются наиболее полно и остро», – объясняет Андреев. Воплотить свои наблюдения в реальность команда решила в рамках проекта Cinema Cell, работа над которым началась в мае 2020 года.

Кинотеатр для своих

К тому времени индустрия развлечений во всем мире в полной мере ощутила влияние пандемии. Аттракцион Horror Lift, который был установлен в одном из алматинских ТРЦ и начал было приносить своим создателям первые доходы, из-за закрытия торгового центра пришлось демонтировать до лучших времен. Николай также был вынужден оставить работу, которой было отдано без малого семь лет. Было тяжело, зато, говорит собеседник, появились стимул и свободное время для работы над новым собственным проектом. Первой жертвой ограничительных мер стали кинотеатры, от закрытия которых прямо или косвенно пострадали все профессионалы, причастные к производству и прокату фильмов, – от актеров до кассиров. В то же время люди, оказавшиеся в вынужденной изоляции, поняли, что им нравится смотреть кино в компании близких, самостоятельно выбирать фильм, контролировать его просмотр, а потом переключаться на игры или караоке. Привычный кинотеатр в этом плане проигрывает любимому креслу и ноутбуку.

«Даже после снятия ограничений часть зрителей не вернется в кинотеатры, потому что они, во-первых, оценили преимущества домашнего просмотра, во-вторых, не хотят подвергать себя риску заражения. А после того как Warner Brothers и HBO создали прецедент, в один день выпустив новый фильм в кинотеатрах и в онлайн-сети, под угрозой оказалось даже такое преимущество кинотеатров, как право на более ранний прокат. Мы поняли, что такой подход рано или поздно убьет кинотеатры как бизнес, и, будучи людьми, которым небезразлична судьба кинематографа, решили создать проект, идея которого витала в воздухе. Я обсудил ее с семьей, коллегами по бизнесу, владельцами кинотеатров. Получив положительные отзывы, мы с командой взялись за работу над стартапом Cinema Cell, сочетающим преимущества большого экрана и домашнего видео», – рассказывает Андреев.

ФОТО: © Николай Постников

Cinema Cell – это ультрасовременный кинотеатр, состоящий из множества изолированных ячеек, защищенных от вирусов и соединенных в любой необходимой конфигурации. Комплекс из ячеек можно установить, трансформируя помещения традиционного кинотеатра, в торговом центре, в аэропорту, в парке; можно легко построить большой отдельно стоящий кинотеатр. Доступ к ячейкам автоматизирован: заранее забронировав посещение Cinema Cell через специальное приложение, в нужное время пользователь может открыть ячейку с помощью QR-кода. Каждая ячейка рассчитана на небольшую компанию – до семи человек. Таким образом, решив провести время в кино в компании семьи или друзей, зрители могут не бояться чихающих и кашляющих соседей по залу. К минимуму сведена и вероятность того, что впечатление от просмотра испортят другие раздражающие факторы.

Современному зрителю уже недостаточно посмотреть один фильм, он хочет прийти в кино, чтобы увидеть сериал, спортивный матч и при этом быть не просто сторонним наблюдателем, как в обычном кинотеатре или домашнем видео, а почувствовать себя участником действия. Cinema Cell, по утверждению разработчиков, удовлетворит взыскательные запросы. В каждой ячейке установлены системы электронного доступа, оплаты, распознавания лиц под управлением искусственного интеллекта, способного анализировать реакции и эмоции посетителей. Внутри имеются вендинговые аппараты с закусками и напитками, размещены системы показа кино- и видеопродукции, предусмотрена возможность дополнительного подключения караоке и компьютерных игр. Ячейки оборудованы системой смешанной кинореальности и звуковой системой трехмерного звука, создающей эффект присутствия, который, по словам собеседника, практически невозможно обеспечить в большом зале.

Восприятие звука в обычном кинотеатре, объясняет Андреев, зависит от того, где сидит зритель, поэтому очень часто звук кажется излишне громким и нереальным. В Cinema Cell зрители смогут выставить оптимальный уровень громкости объемного трехмерного звука. Что касается изображения, то на 100-дюймовом экране 4-8K Ultra HD можно увидеть мельчайшие детали картинки без искажений, в отличие от экрана в большом кино. По мере прихода в киноиндустрию новых технологий можно будет легко менять внутреннее наполнение ячейки, интегрировать новые «фишки».

Скупой заплатит дважды

Срок службы каждой ячейки составляет до 30–40 лет, по истечении которых ее можно будет утилизировать, как любую другую технику. Стоимость одной ячейки – $30 000. Автор проекта уверен, что затраты окупятся за два-три года. Благодаря полностью автоматизированному управлению ячейками владельцы классических кинотеатров смогут сэкономить на персонале, разместить на своей территории больше мест, поскольку отпадет необходимость в отдельных залах и в дополнительных пространствах типа кассовой зоны или кафе. К тому же ячейки будут доступны в режиме 24/7, то есть смогут приносить доход буквально круглые сутки.

По словам Андреева, для кинотеатров, стриминговых сервисов, подрядчиков, поставщиков кинооборудования возможны две модели сотрудничества с проектом. Первая предполагает интеграцию с крупным стриминговым игроком типа Netflix. Технологически это позволит интегрировать любой потоковый сервис в общую программную систему Cinema Cell. Финансовое партнерство позволит стартапу быстро наладить производство ячеек, даст возможность скупать и интегрировать крупные сети кинотеатров для последующей модернизации. В свою очередь, для стримсервисов такое партнерство означает возможность выйти за рамки крайне конкурентного рынка онлайн-видео и побороться с офлайн-кинотеатрами на их поле.

Вторая модель развития бизнеса предполагает продажу лицензий на использование патентов, авторских прав, производство и продажу ячеек по заказу сетей кинотеатров или по запросу заинтересованных лиц. Благодаря возможности собрать большие данные о зрителях, проанализировать их поведение, реакции при просмотре фильма кинотеатры, переформатированные под Cinema Cell, смогут предложить таргетированную рекламу и заработать на этом.

В планах разработчиков в течение пяти лет трансформировать свыше 50 000 кинотеатров. В приоритете экспансия на рынок США, интересными направлениями для развития бизнеса представляются страны Азии. Азиатские, преимущественно китайские и южнокорейские, компании, как ожидается, станут главными поставщиками мультимедийного оборудования для ячеек, некоторые из производителей уже проявили интерес к казахстанскому стартапу.

На сегодняшний день в проект инвестировано $52 000, это средства основателя Cinema Cell. Самой большой статьей затрат оказалась разработка. Над дизайном ячеек работали технический директор Cinema Cell Эльдар Шибанов, его брат Диас, Бопеш Жандаев, а также дизайнер интерьера Амир Кабулов. Минимальная прибыль от продажи одной ячейки (за вычетом расходов на изготовление), по расчетам основателей, составит $4500. За пять лет бизнес-модель прямых продаж позволит заработать более $4,5 млрд.

Проект уже получил авторское свидетельство на территории РК и признан научным открытием, инициаторы подали заявку на получение международного патента. Для выхода на следующий этап, создание рабочего прототипа и запуск производства потребуется примерно $700 тыс. Это достаточно серьезная сумма для поиска инвестиций в Казахстане, поэтому команда рассчитывает получить венчурное финансирование за рубежом. Инвестиций потребует и реализация планов по расширению команды, в частности увеличению штата разработчиков. Сегодня техническая команда Cinema Cell, например, работает над новым ПО, которое даст возможность автоматически вносить динамические эффекты в любой, даже старый фильм.

«Индустрия кино довольно консервативна, она до сих пор не смогла уйти от большого экрана и большого проектора. Но если кинотеатры не признают необходимость перемен, то они уйдут с рынка, как это в свое время произошло с фотопленкой и кнопочными телефонами. Cinema Cell открывает перед кинотеатрами новое будущее – и в технологическом, и в социальном смысле», – убежден Андреев.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Алишер Еликбаев — о репутации, олигархах, доходах в кризис, провалах в бизнесе

Смотреть на Youtube

Санжар Бокаев: политика и бизнес

Смотреть на Youtube

Джохар Утебеков: Новый старый Казахстан

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить