Кто подбросил уголька в «доменную» печь?

8107

Критический анализ антимонопольного расследования на рынке поддержки доменных имен «.KZ» и «.ҚАЗ» предлагает вниманию читателей Forbes.kz эксперт по вопросам конкуренции, старший партнер компании «Саят Жолши и партнеры» Айдын Бикебаев

Как сообщал Forbes.kz, 8 июля межрайонный административный суд Астаны наложил на объединение юридических лиц «Казахстанская ассоциация IT-компаний» штраф в размере 350 МРП (693 700 тенге) за координацию действий субъектов рынка, занимающихся предоставлением услуг по регистрации и поддержке доменных имен, то есть за создание эффекта антиконкурентного соглашения (см. «Ассоциацию IT-компаний РК оштрафовали на 693 тыс. тенге»).

Штраф наложен на основании антимонопольного расследования, проведенного Комитетом по регулированию естественных монополий и защите конкуренции Миннацэкономики РК.

В связи с просьбами журналистов и коллег прокомментировать это решение суда я изучил материалы, имеющиеся в открытом доступе, и пришел к выводу о поверхностности проведенного расследования и неверной квалификации деяний, совершенных субъектами рынка по оказанию услуг по регистрации и поддержке доменных имен. Итак, вот моё мнение:

Состав субъектов и их доли на рынках присвоения и поддержки доменных имен

1. Существует международная некоммерческая организация «Корпорация по управлению доменными именами и IP-адресами» (ICANN), которая регистрирует доменные имена корневого уровня.

2. По решению ICANN администратором по поддержке доменных имен верхнего уровня ".kz" ".қаз" определена Ассоциация, но платную услугу оказывает  частное учреждение "Казахский центр сетевой информации" (KazNIC). Таким образом, KazNIC контролирует 100% оптового рынка по оказанию услуг по присвоению и поддержке доменных имен, то есть является монополистом.

3. В соответствии с правилами, установленными ICANN, KazNIC и Ассоциация определяют компании-регистраторы, то есть реселлеры, которые действуют на розничном рынке по регистрации доменов второго уровня и продлению срока действия уже существующих доменов для конечных потребителей. На этом рынке присутствуют 15 конкурентов.

4. Таким образом, существуют два товарных рынка: оптовый, где есть один монополист (KazNIC), и розничный, где действуют 15 компаний. При этом розничный рынок является олигополистическим, и его контролируют две компании, занимающие доминирующее положение: ТОО «Компания hoster.kz» (www.hoster.kz) с долей на рынке 46,9% и ТОО «Интернет-компания PS» (www.ps.kz) с долей 32,7%. Совместно два лидера контролируют почти 80% рынка.

Действия субъектов рынка

1. Монополист на оптовом рынке (KazNIC) до 13 января 2015 за годовую поддержку регистрации каждого доменного имени второго уровня с окончанием «.KZ» и «.ҚАЗ» получал 1300 тенге от своих реселлеров. После этого, благодаря помощи Ассоциации, KazNIC начал получать уже 1820 тенге в год. Рост составил 40%.

2. Реселлеры при себестоимости доменного имени в 1300 тенге, которую они платили KazNIC, продавали услугу за цену от 1400 до 3890 тенге. При этом лидер рынка - ТОО «Компания hoster.kz» - установил самую низкую цену за домены в размере 1400 тенге. Благодаря этому компания захватила большую часть рынка - 46,9%. Второй крупный участник рынка - ТОО «Интернет-компания PS» - также за счет низкой цены (1420 тенге) завоевал 32,7% рынка.

3. Ассоциация приказом № 01 от 13 января 2015 установила следующие цены: 1) стоимость поддержки доменного имени для регистраторов (реселлеров) в размере 1820 тенге; 2) минимальная стоимость регистрации регистраторами (реселлерами) доменного имени для конечных пользователей на уровне 3000 тенге для розницы и 2800 тенге для оптовых покупателей.

4. До принятия Ассоциацией этого приказа лидеры рынка проводили встречи с целью установления высоких минимальных тарифов, а также написали множество писем в адрес Ассоциации с идентичным по содержанию предложением поднять и зафиксировать цены, в том числе:

1) письмо KazNIC № 141224/1 от 24.12.2014;

2) письмо KazNIC № 141220/1 от 29.12.2014;

3) письмо ТОО «Компания hoster.kz» № 231 от 29.12.2014;

4) письмо ТОО «Интернет-компания PS» №70-1 от 19.12.2014.

(Примечание. В редакции Forbes.kz имеются скриншоты перечисленных писем. - F).

Выводы

1. Действия по повышению тарифов для конечных потребителей антимонопольным органом и судом, по моему мнению, ошибочно квалифицированы как координация экономической деятельности субъектов рынка лишь со стороны Ассоциации. Выходит, что Ассоциация по своей инициативе обязала всех участников рынка действовать так, как она считает нужным.

И это несмотря на то, что есть прямые доказательства, что именно якобы «координируемые» субъекты рынка единовременно просили, писали письма, проводили встречи и действовали согласованно с целью установления единой минимальной цены на годовую поддержку домена в размере 3000 тенге для розницы и 2800 для оптовых покупателей.

При этом лидеры рынка обосновывали необходимость фиксации тарифов на высоком уровне убыточностью для них этой услуги, хотя это не вяжется с тем, что они долгое время держали самые низкие цены на рынке. Если услуга убыточна, они вполне могли поднять свои цены, а не заставлять всех делать то же самое.

Здесь вывод, думаю, простой: лидеры стремились повысить цены, но не хотели при этом потерять клиентов, которые неизбежно перешли бы к конкурентам с более низкими ценами.

2. Действия по повышению тарифов для конечных потребителей, на мой взгляд, должны быть квалифицированы как совершение антиконкурентного соглашения или согласованных действий. В данном случае значение имеет не вопрос цены на такую услугу, которая относительно недорога, а то, что в результате неправомерных действий ограничена конкуренция в пользу лидеров рынка, причем благодаря именно их действиям. При этом к ответственности должны быть привлечены все субъекты рынка, а не одна Ассоциация, а также наложены штрафы на каждого правонарушителя в размере от 3% до 5% с выручки (оборота) правонарушителей с конфискацией монопольного дохода. Согласитесь, это вам не жалкие 350 МРП.

3. Антимонопольный орган, несмотря на имеющиеся в деле материалы, не проанализировал действия по установлению в течение продолжительного периода времени тарифов ниже себестоимости со стороны лидера рынка, занимающего доминирующее положение. Тем более что налицо факты, когда две компании с самыми низкими ценами сперва получили контроль над почти 80% рынка, а потом инициировали повышение и фиксацию стоимости.

4. Антимонопольный орган также не проанализировал действия монополиста KazNIC, контролирующего 100% оптового рынка по оказанию услуг по регистрации и поддержанию доменных имен, на предмет установления монопольно высокой цены. Повышение тарифов на 40% и отсутствие конкурентов являются достаточным основанием для такого анализа. В случае подтверждения данного правонарушения административный штраф составит сумму в размере от 3% до 5% с выручки (оборота) монополиста с конфискацией монопольного дохода.

5. Антимонопольным органом не сделан анализ причин и условий, способствующих совершению правонарушений на этом рынке. В частности, необходимо было проанализировать данные рынки на предмет наличия барьеров для входа, а также дать соответствующему отраслевому регулятору рекомендации по развитию конкуренции, в том числе демонополизации рынка по поддержке доменных имен верхнего уровня «.KZ» и «.ҚАЗ» путем увеличения числа компаний-менеджеров.

Цена вопроса

Сумма, которую мог бы заработать KAZNIC на новом тарифе 1820 тенге из расчета 122 308 доменов, зарегистрированных в зоне .KZ и .ҚАЗ на конец 2014 (данные - из письма KAZNIC в Ассоциацию), составляет 222 600 560 тенге. При этом реселлеры при средней стоимости поддержки домена 3000 тенге в год заработали бы порядка 366 924 000 тенге. И это без учета того, что количество купленных доменов в 2015 увеличится, как и во все прошлые годы.

P.S. Эти выводы выражают мою собственную точку зрения и могут быть не разделены другими экспертами, госорганами и судами. Выводы сделаны мною на основании анализа общедоступной информации и документов, размещенных в интернете. Вполне возможно, у участников рынка имеются иные документы и объяснения, которые могут повлиять на объективную правовую квалификацию их действий. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Что будет с экономикой Казахстана в 2021 году? Мнение экспертов

Смотреть на Youtube

Кто зарабатывает на инфлюенсерах в Казахстане?

Смотреть на Youtube

Түркияның IT-нарығын бағындырған қазақ кәсіпкері

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить