Предпринимательство на скорости света

10390

Участник Forbes 400, сооснователь LinkedIn, предприниматель, венчурный капиталист, писатель Рид Хоффман – о «блиц-масштабировании» своего подкаста и новой мантре Facebook

Фото: Дэвид Йеллен

– Вы очень занятой человек – партнер инвестиционного фонда, входите в совет директоров разных компаний, включая Microsoft. Зачем вам еще и собственный подкаст Masters of Scale («Мастера масштабов»)?

– Я преподавал в Стэнфорде курс по тому, что называю «блиц-масштабированием», в 2015 году, и сейчас хочу рассказывать об опыте основателей успешных компаний. Как им удавалось быстро развивать свой бизнес, как они управляли сотрудниками, разработкой продуктов, отношениями с клиентами, выдерживая высокие темпы роста.

Иллюстрации: Питер и Мария Хои для Forbes
Иллюстрации: Питер и Мария Хои для Forbes

– С кем у вас получился самый интересный подкаст?

– С Марком Цукербергом. Я спросил его, как Facebook решил от принципа «быстрое движение с ломкой существующих процессов» меняться в сторону «быстрое движение к стабильной инфраструктуре». Он посмотрел на меня и сказал: «Это не было решение меняться. Когда компания становится большой, то ломать инфраструктуру – это замедлять рост. Никому не нужно постоянно перестраивать инфраструктуру, потому что это в конечном итоге будет препятствовать росту». Хм, решил я, а Цукерберг умнее, чем я думал.

– Почему основатели захотят делиться своими историями успеха?

– У нас в Кремниевой долине уже сложилась культура общения в группах, когда люди рассказывают друг другу об уроках, которые они извлекли из своего опыта.

– Вам нравится инвестировать в компании, которые пользуются таким групповым опытом, чтобы развиваться быстро?

– Большинство компаний в Кремниевой долине полагаются на сетевой эффект. Нужно двигаться очень быстро. Если вы хотите изменить мир, то нужно думать большими масштабами. И, как ни странно, надо уметь мириться с неэффективными процессами, если вы рассчитываете на скорость и масштабы. Это противоречит традиционному бизнес-планированию.

– Поясните.

– В бизнес-школе вас учат фокусироваться на эффективности. А с блиц-масштабированием вам важно только быстрое реагирование и рост клиентской базы. Эффективность можно довести до ума потом.

– Как удовлетворять потребности клиентов, если в главе угла – быстрый рост?

– Традиционный подход делает упор на обслуживание клиентов. Ваш клиент должен всегда быть всем доволен. Но быстрорастущие компании работают по-другому. Они говорят: у нас будет поддержка клиентов только по электронной почте, но не по телефону, потому что электронную почту можно масштабировать намного быстрее.

– Может ли блиц-масштабирование работать для традиционных, более регулируемых отраслей?

– Думаю, да. Пассажирские перевозки в случае с Uber регулируются. Сдача в аренду недвижимости в случае с Airbnb тоже регулируется. Стартап в сфере, где есть жесткие правила, это не новость. Я сам занимался этим в PayPal – компании, бросившей вызов банковской отрасли.

– Как основатели, применяющие блиц-масштабирование, подходят к корпоративной культуре?

– Они все говорят, что успешная корпоративная культура основывается на простых, доступных для понимания принципах. Скорость означает, что нужно постоянно изменять и адаптировать тактику работы. Но это невозможно делать, если компания оперирует на основе жесткого набора правил.

– Иногда говорят, что технологические компании поощряют эгоцентричных сотрудников, которым наплевать на правила.

– Вопрос не в этом. Вопрос в том, что компаниям нужно понимать свою культуру и говорить о ней во всеуслышание. Руководство компании должно разделять эти ценности и вести себя соответственно. Возьмем, к примеру, Netflix. У них была та же проблема, что у любой другой компании в Кремниевой долине: ключевые сотрудники уходили, потому что им не нравилась корпоративная культура. Netflix решили: «Нужно лучше отбирать людей, которые нам подходят. Нужен новый процесс на собеседованиях». Но это не сработало. Тогда Netflix решили: «Давайте будем громко и много говорить о том, какими принципами мы руководствуемся в работе. Тогда к нам будут приходить нужные кандидаты, а остальные будут сразу решать, что не хотят у нас работать». Это хорошо сработало.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ким, Ракишев, Тасмагамбетова - в большом интервью Forbes Kazakhstan

Смотреть на Youtube

Зачем Bereke Bank сменил имидж

Смотреть на Youtube

Юрий Негодюк - о кофе, налогах и тромбоне

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить