Призрак Опры

9101

Казахстанские стартаперы и армянские программисты сделали новую соцсеть

Фото: Андрей Лунин

В интернет-пространстве сложно придумать что-то принципиально новое. Но кто придумает – или талантливо скопирует сделанное кем-то раньше, сорвет куш. Алматинские интернет-разработчики Игорь Шарфмессер и Марат Ищанов затеяли проект на $200 тыс. На деньги частного инвестора минувшей осенью они запустили сервис визуальных микроблогов kmobi.kz. Это совершенно новое, непривычное для Казнета явление. Можно ли заработать на нем? Ведь у их проекта есть прямой конкурент на Западе, причем его интерфейс до боли напоминает kmobi.kz?

«У нас была идея сделать сайт с визуальными визитками. Выражать не мысли, а эмоции», – рассказывает Шарфмессер. Упор при этом сделали на географический таргетинг. Kmobi.kz – сервис, ориентированный скорее на тех, кто не сидит на месте. Пользователь приезжает в новый город или приходит в какое-то место – на концерт, в кофейню, делает фотографию на мобильный телефон и с помощью приложения отправляет ее на сайт. Там она размещается сразу с географической привязкой, напоминающей хэштеги в Тwitter. Только там хэштег надо прописывать вручную, а тут он создается автоматически.

Если фотография загружается не через мобильный телефон с GPS, а с компьютера, сервис сам определит местоположение по IP. «Но мы думаем, что в основном будут постить с телефонов. Мало кому нравится постоянно таскать с собой ноутбуки», – говорит Ищанов.

С помощью тегов можно объединять в один поток информацию с каких-то ивентов, например показа мод или концерта. Игорь и Марат говорят, что у них уже появились фото, например, из Купертино – там расположена штаб-квартира Apple. Неудивительно – в Apple Store уже можно скачать приложение для kmobi.kz, сейчас дописывается приложение для телефонов на Android. Оба будут бесплатны.

Новый проект – синтез известных проектов Тwitter и Foursquare, только с акцентом на фото и картинки. «Наши интернет-пользователи не очень любят рассказывать о себе, а тем более писать длинные посты. А фото выложить несложно», – говорит Ищанов. Есть и еще несколько фишечек, отличающих kmobi.kz от простого гибрида упомянутых сетей. Плюс kmobi.kz – что-то вроде социального агрегатора. Разработчики уверяют, что любой пост можно легко отправить в «Живой журнал», «ВКонтакте», Facebook.

 

Цукерберга на вас нет  

Успехи основателя Facebook не дают покоя казахстанским разработчикам. По запросу «казахстанская социальная сеть» Google выдает на первых страницах с дюжину релевантных ссылок.   Раньше было больше.

Два года назад блогер pvl01kz выложил в Интернете список из 21 работающей соцсети. В списке были и универсальные, и рассчитанные на целевые группы. http://ussr.kz/ предназначался для ностальгирующих по Советскому Союзу, qamal.kz/ – для любителей казахской культуры, а «огнесеть» Poi.kz/soc – для поклонников жонглирования факелами.  

С десяток сетей блогер поместил в список умерших. «О моя соцсеть в списке мертвых =) причина в нехватке средств на содержание», – прокомментировал мартиролог пользователь WebSter.   Денег не хватило многим стартаперам. «Мы расскажем о себе не много. Кто такие МЫ, это Я и мой брат, но МЫ не совсем правильное выражение, так как идея сайта и его разработка дело моих рук, кстати, сайт полностью с нуля написан мной (...) Если вы хотите помочь нам, можете послать деньги, мы будем рады любой сумме», – обращался к посетителям владелец проекта http://www.patriots.kz (орфография сохранена). Судя по тому что статьи на сайте не обновляются уже два года, денег он не нашел. Большинство участников списка двухлетней давности оказались в схожей ситуации.

Сайт огненных факиров закрыт, на ussr.kz зарегистрировано всего два пользователя (и ни слова об СССР!), и только пользователи qamal.kz уже несколько лет продолжают обмениваться музыкальными треками и спорить, был ли Чингисхан казахом.

 

Шарфмессер говорит, что идея проекта родилась год назад, на написание сайта ушло полгода. Разработку отдали на аутсорсинг. Часть работ по дизайну делали итальянцы, а основными кодерами стала команда из Армении. «Профессионалы, многие разработчики имеют западное образование. Пишут быстрее и дешевле, чем казахстанские программисты», – говорит Игорь.

За счет чего создатели планируют монетизировать проект? Прежде всего, конечно, реклама – контекстная, баннерная. Приоретизация пользователей – можно будет выводить «наверх» в общем списке пользователей заплатившие бренды (как это делают поисковые сети). Можно запустить совместные программы лояльности: приходит посетитель в магазин и через kmobi.kz легко определяет, для кого тут есть скидки. Здесь же можно использовать популярные сегодня в мире QR-коды. «Когда у нас будет много пользователей – скажем, 100 тыс., – монетизировать проект будет не проблема», – говорит Шарфмессер. Пока у ресурса немногим более 700 пользователей. Шарфмессер говорит, что это потому, что еще не началось активное продвижение. «Про Тwitter никто не слышал, пока о нем не рассказала Опра Уинфри. О нас скоро тоже заговорят», – уверен он.

Директор студии «Глатис» Алексей Ли говорит, что проект kmobi показался ему сырым, но достаточно интересным. По поводу «сырости» проекта у разработчиков нет возражений. На сайте должна быть развитая система контроля за нелегальным контентом (например, порно). Пока модерация идет вручную – при нынешних масштабах проекта так дешевле.

Но все это проблемы технически решаемые. «В принципе, при хорошем упоре на маркетинг продукт на локальном рынке сделать востребованным вполне реально. И “промежуточность” продукта между Тwitter, Foursquare и др. может сыграть в плюс для пользователя, если взять сильные стороны всех проектов», – отмечает Ли. С маркетингом у kmobi действительно могут быть вопросы. В Казахстане сравнительно невелико число пользователей современными телефонами и смартфонами с GPS. Стартаперы ведут переговоры с крупными вендорами о предустановке апплетов (компонентов программного обеспечения) на телефоны, но успехов пока не добились.

Если пользователей не хватит в Казнете, почему бы не завоевать их на международном рынке? Ведь Интернет не знает границ. Разработчики kmobi.kz не исключают этого, но говорят об экспансии хотя бы в Рунет очень осторожно. Возможно, потому что за пределами Казнета их поджидает конкурент – ресурс Youtego, до боли напоминающий kmobi.kz и интерфейсом, и функционалом. Директор по развитию бизнеса ТОО «KAZNET Media» Александр Ляхов прямо говорит, что этот стартап основан на чужой разработке. Правда, он тут же замечает: «Вот мы и видим, как закрываются одни магазины, рестораны и т. п. заведения массового обслуживания, а вместо них открываются другие. То же и с сайтами».

Разработчики kmobi поясняют: «Youtego – не конкурент, а скорее один из продуктов, который способствовал появлению kmobi. Youtego – это больше визуальный профайл, а kmobi – визуальный микроблог».

Запущенный несколько лет назад Youtego популярным пока не стал. Про него не рассказывала Опра Уинфри. Кто станет Опрой для kmobi? Кажется, у казахстанских телеведущих и популярных блогеров появился шанс подзаработать. 

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Бексултан Казыбек: Aminokka в Disney, BIP House в США, сумасшедшая фанатка и встреча с министром

Смотреть на Youtube

Историк Радик Темиргалиев о том, когда казахи стали казахами

Смотреть на Youtube

Пойдёт ли Мухтар Джакишев в политику?

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить