На правах рекламы

Тимур Карабаев: Dostyk TransTerminal сможет развиваться не только за счет контейнерных перевозок

На станции Достык прошла презентация второй очереди терминала ТОО «Dostyk TransTerminal» по перевалке контейнеров с железнодорожной колеи 1435 мм на колею 1520 мм, а также выстроенной под эти мощности железнодорожной инфраструктуры

Тимур Карабаев
ФОТО: архив пресс-службы
Тимур Карабаев

Проект стоимостью 9,2 млрд тенге позволит вдвое увеличить объем перевалки контейнеров по направлению Китай – Европа и разгрузит приграничный железнодорожный узел на границе Казахстана и Поднебесной. А в будущем на терминале планируют принимать не только контейнерные, но и иные виды грузов, рассказывает Тимур Карабаев, председатель правления PTC Holding, компании - инвестора проекта. 

Рынок транзита контейнерных грузов через Казахстан из Китая в Европу – один из самых быстрорастущих сегментов логистики. Причем на его динамике не сказалась даже пандемия коронавируса в 2020-м году: по итогам карантинного периода, при снижении перевозок в традиционных сегментах, Казахстану удалось нарастить транзитные перевозки контейнерных грузов на 32% по сравнению с 2019-м годом. В 2020-м объем перевезенных через территорию Казахстана контейнерных грузов составил 876 тыс. ДФЭ (двадцатифутовый эквивалент) против 664 тыс. ДФЭ годом ранее. А по итогам 2021 года объем контейнерных перевозок установил новый рекорд – 1 млн 066 тыс. ДФЭ, с ростом на 22% по отношению к 2020 году. 

Очевидно, что такие объемы роста требуют создания соответствующей инфраструктуры. В июне прошлого года к работе на этом рынке в качестве международного агента и оператора контейнерных поездов приступило ТОО «PTC Cargo», которое формирует собственные контейнерные поезда и управляет терминалом Dostyk TransTerminal на границе с Китаем. Строительство этого терминала проектной мощностью 160 тыс. ДФЭ было инициировано и профинансировано материнской компанией оператора - PTC Holding, с июня 2021 года по апрель 2022 года этот терминал обработал 106,7 тыс. ДФЭ, из которых 96,5 тыс. ДФЭ по проектам Евразийского ж/д альянса АО «ОТЛК ЕРА» и 10,2 тыс. ДФЭ - по своим проектам. 

ФОТО: архив пресс-службы

А 20 мая текущего года PTC Holding провел презентацию второй очереди терминала, увеличивающей перегрузочные возможности проекта вдвое и соединенной с магистральной железнодорожной веткой отдельным разъездом. Это «обособление» позволит PTC Cargo формировать монопоезда для одного получателя, предоставлять заказчикам дополнительные услуги в виде отстоя их вагонов и разгрузит станцию Достык. При этом останавливаться на достигнутом, по словам председателя правления PTC Holding Тимура Карабаева, компания не собирается: Dostyk TransTerminal рассчитан на строительство четырех очередей - в будущем здесь будут переваливать с одной колеи на другую не только контейнеры, но и другие виды грузов. 

- Идея строительства контейнерного терминала родилась в 2017-18-х годах, когда активно рос транзит грузов через казахстанско-китайскую границу и было очевидно, что мощности по перевалке грузов с узкой на широкую колею и в обратном порядке испытывают серьезный дефицит, - говорил глава PTC Holding. – Тогда мы заказали исследование у подрядчика, который имеет большой опыт проектирования морских и сухопутных терминалов в Европе. Он разработал мастер-план проекта с поэтапным вводом мощностей, по которому мы и движемся. Одна из их важных рекомендаций заключалась в том, что перегруз должен происходить с поезда на поезд, а для этого нужно обеспечить необходимую длину приемо-отправочного пути для перегруза. 

До открытия нашего терминала любой приходящий со стороны Китая поезд разбивался на две, а то и на три части, они подавались в разные места для перегруза. Понятно, что такая технология тоже работает, но это плохо сказывается на скорости перегруза, а этот фактор – ключевой для успешной работы перевалочных мощностей. Потому что любой грузоотправитель во главу угла ставит скорость доставки. Так что наша способность обработать пришедший по узкой колее состав целиком и так же целиком загрузить состав по широкой колее – это одно из конкурентных преимуществ. 

А какие еще конкурентные преимущества есть у Dostyk TransTerminal в сравнении с другими терминалами, работающими на станции Достык? 

- Их несколько, и все они связаны с одним важным фактором – месторасположением терминала. Мы смогли использовать достаточно большой участок земли – это важно как с точки зрения обеспечения необходимой длины пути для перегруза, так и для расположения забетонированной площадки для хранения контейнеров. В результате мы имеем возможность формировать монопоезда: не всегда в приходящих к нам составах стоят контейнеры одного и того же грузоотправителя. Но, используя контейнерную площадку, можно из трех поездов с разными грузоотправителями и получателями сформировать два, каждый из которых будет иметь свое направление. Таким образом исключаются непроизводительный простой вагонов, сокращается время выгрузки на станции получения. 

Ну и самое главное: когда в 2021 году строительство первой очереди терминала шло к завершению, мы поняли, что еще одним фактором, сдерживающим быстрый перегруз, является привязка всех терминалов к железнодорожному полотну станции Достык. С учетом того что достаточно большое количество подъездных путей примыкает к этой станции, а также с учетом того, что она является пограничной - и туда идет не только контейнерный груз, но и универсальный подвижной состав, - не имеет смысла там делать быстрый перегруз, вагоны все равно рискуют застрять на станции отправления. 

Здесь и пришло понимание того, что нужно делать сквозную технологию, чтобы была возможность разгрузить станцию Достык. И тогда в 2021-м году холдинг решил реализовать инвестпроект по строительству примыкания приемно-отправочных путей к магистрали отдельно от станции Достык. Сейчас там появился новый разъезд, который отводит к нашему терминалу составы от магистрального пути. И я уверен, что после запуска этой инфраструктуры весь данный участок станет более проходимым, скорость на нем будет выше. 

Такие большие капитальные вложения в инфраструктурный проект предполагают вашу уверенность в дальнейшем росте грузопотока между Китаем и Европой через Казахстан – причем на фоне нынешнего разрыва глобальных цепочек.

- Да, Dostyk TransTerminal и вся инфраструктура построены на частные деньги, и, понятное дело, мы во главу угла ставим окупаемость. Понимаем, что она будет небыстрой - от 6 до 8 лет. Без уверенности в сохранении роста объемов грузоперевозок мы бы на это не пошли: пандемия повлияла на грузопотоки, на цепочки поставок, но рост даже в ее разгар сохранился. В этом году идет небольшое снижение, но оно логично, поскольку сам Китай не до конца преодолел все последствия пандемии. Однако у всего есть свое начало и есть свой конец, и у пандемии будет свой окончательный финал, после чего устойчивый рост продолжится. Но если смотреть в десятилетней перспективе, между 2012-м и 2022-м годами, объемы растут ежегодно. 

Что нам еще дает уверенность, так это наши практические результаты: в июне 2021 года мы запустили первую очередь терминала, а уже в августе-сентябре прошлого года мы понимали: объемы первой очереди заполнены, при этом есть интерес наших партнеров в больших объемах перевалки. Поэтому так быстро и стартовала вторая очередь, поэтому так быстро ее и построили, менее чем через год после первой. Вы же сами видели на открытии второй очереди большой пул представителей зарубежных компаний - они хотели увидеть своими глазами преимущества второй очереди, так что деловое сообщество активно пытается вступить в сотрудничество с нами. И это практическое подтверждение востребованности наших мощностей. 

У нас в планах – дальнейшее наращивание приемо-отправочных путей, более того, мы понимаем, что помимо контейнерных грузов, если будет такой интерес у рынка, можно будет развивать и перевалку других генеральных грузов. И вот когда построятся другие терминалы, не только для контейнерных грузов, тогда, чтобы не застопориться, и нужна будет новая инфраструктура. Дальше – это уже конструктор: еще один терминал построили, есть возможность нарастить пути. Мы в своем плане развития видим и другие виды грузов, поэтому и была построена эта ветка с примыканием к магистрали, но здесь опять же нужно идти поступательно, отталкиваясь от реальных потребностей рынка, а не от ожиданий роста на нем.​

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Пятьдесят оттенков Хургады »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter
4323 просмотров
Поделиться этой публикацией в соцсетях:

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить