На правах рекламы

КМГ наводит порядок в данных

7259

Большую работу в холдинге и «дочках» начали не с покупки серверов

ФОТО: ©scott-graham/nsplash

Крупные корпорации, особенно если в их составе большое число разнородных дочерних организаций, часто страдают от внутренней информационной неразберихи. В «дочках» действуют собственные правила работы с данными, при этом в холдинговой структуре руководителям необходимо принимать решения, которые должны быть основаны на цифрах с мест. Реальную картину разглядеть иногда довольно сложно. Упорядочивание данных способно принести огромную пользу корпорации. Именно этим не без успеха занимается последние годы команда «КазМунайГаза».

Часто под работой с информацией понимают создание и настройку дата-центра, цифровых хранилищ и тому подобное. Однако в КМГ начали вовсе не с ИТ-инфрастурктуры. «Мы взялись первоначально за описание бизнес-процессов, связанных так или иначе с внутренним движением информации», – рассказывает Санат Сейдуалиев, руководитель проектов по управлению данными. Эта работа была проделана в холдинге и в «Эмбамунайгазе» – одной из компаний группы, которые здесь принято называть ДЗО, дочерними зависимыми организациями. «Методология была разработана на основании международного фреймворка DMBOK – свода знаний по управлению данными. Сразу же предусмотрели и инструменты замера их качества», – дополняет Данияр Мукашев, второй руководитель проектов. Были описаны не просто общие схемы, а именно пошагово показано движение информации, архитектура данных. Все процессы зафиксированы в специализированном софте ARIS – системе моделирования бизнес-процессов.

Однако у КМГ много «дочек», процессы в которых существенно разнятся. Нужна была своего рода инвентаризация по всем ДЗО: какие данные есть, где используются, в каких подразделениях, каких бизнес-процессах, системах. И, главное, как эти данные «текут» внутри организаций.

«На следующем шаге мы выбрали еще три компании – АО «Озенмунайгаз», СП «Казгермунай» и НИИ «КМГ Инжиниринг», то есть две добывающие, одна из которых совместное предприятие, и институт. Собственными силами провести такую же работу в сроки, которые мы для себя обозначили, было уже трудно, поэтому для выполнения задачи пригласили подрядчика», – рассказывает Санат Сейдуалиев. Тендер выиграла компания Prime Source. Это крупнейший отечественный разработчик софта, в основном специализирующийся на b2b-проектах.

Почему на такого рода работу позвали программистов? «Это только на первый взгляд кажется необычным, – объясняет Алексей Цапенко, который возглавляет в Prime Source направление работы с большими данными. – В действительности абсолютно любой наш проект начинается именно с подобной работы. Мы приходим к клиенту и пытаемся понять, что он хочет получить на выходе. Описываем существующие в компании бизнес-процессы. Если необходимо, предлагаем их где-то подправить исходя из нашего многолетнего опыта. Нет смысла автоматизировать хаос, потому что так вы получите автоматизированный хаос. Иногда две трети проекта – это описание того, как клиент уже работает с информацией». Лишь после этой фазы, собственно, выбирается наиболее адекватное ИТ-решения, определяется технологический стек и оформляется техзадание для программистов.

Аналитики «Prime» пошли в «поле», к сотрудникам ДЗО. Общались с людьми, изучали документы. В ARIS фиксировали, как движется информация в организациях, и то, в чем состоят расхождения в процессах с головной компанией. Оценивали, насколько процессы холдинговой структуры подходят «дочкам», давали предложения по тому, как можно улучшить работу с данными в каждом конкретном случае.

«Тут, кстати, можно действительно сказать спасибо ребятам из Prime Source за то, что они нашли общий язык с людьми. Говоря откровенно, часто случается так: ты приходишь на предприятие, показываешь свои выкладки, которые долго и упорно готовил. На тебя смотрят и отвечают: «Все у вас, конечно, красиво, но нам какая польза?» И эту пользу надо показать», – рассказывает Данияр Мукашев. «Не стоит забывать, – дополняет Санат Сейдуалиев, – что, когда звучат слова «автоматизация», «роботизация», всегда присутствуют страхи, что речь идет о сокращении персонала. И лишь когда происходят реальные изменения, все видят, насколько это облегчает жизнь». Однако изначально должны быть собраны релевантные данные. И как раз аналитикам Prime Source удалось объяснить сотрудникам, в чем будет польза этого. «В «КМГ Инжиниринг», может быть, сделать это было не очень сложно, компания сама ИТ-ориентированная, но с другими надо было наладить отношения», – поясняют менеджеры КМГ.

«КазМунайГаз» – огромная структура. В любой такого размера корпорации много отчетов. При этом некоторые из них были необходимы в то время, когда вводились, но уже не столь актуальны сегодня. Сейчас формируется реестр отчетов, выясняется, как отчеты между собой взаимосвязаны и откуда исходят, для чего нужны. Следующим этапом запланирована автоматизация сбора самых трудоемких отчетов, а в конце концов и вообще всех. Сравнительно недавно, например, появился объемный отчет ESG, его заполнение отнимает у сотрудников немало времени. При этом часть данных уже имеется в системе, она поступает параллельно в других документах. Их нужно просто оттуда извлечь. Когда это будет внедрено, руководители на местах сразу увидят эффект – многие поля будут уже заполнены. «Мы анализируем, где можно сократить время получения информации или вовсе убрать сотрудников из процесса. Последнее полезно не только с точки зрения экономии их сил, но и с точки зрения качества данных. Человек может ошибиться, иногда в своих интересах искажать цифры», – поясняет Данияр Мукашев.

Какая-то информация пока, конечно, будет собираться вручную, но, что важно, она будет хранится уже в централизованном хранилище, а не на локальных машинах. Соответственно, будет ретроспектива по этим данным. «Часто бывает, что отчет запрашивают в «дочке», причем требуют предоставить его срочно. Понятно, что на скорую руку показатели предоставляются не всегда точные. При этом качественная информация в действительности может уже находиться в хранилищах головной компании. Здесь достаточно навести порядок, чтобы получить видимый результат», – говорит Санат Сейдуалиев.

К чему КМГ хочет прийти в конце концов? «Руководитель КМГ должен получить полезный инструмент для анализа. Он будет открывать портал и видеть все существующие отчеты. Если нужного отчета нет, он даст задание техспециалисту для его формирования. Тот сделает настройку корпоративного хранилища, если потребуется, запросит информацию с мест. Тем самым время формирования документа предельно сократится, но любой отчет будет максимально качественным», – говорит Данияр Мукашев. «Миссия в том, что в итоге должна возникнуть культура работы с данными, – дополняет Санат Сейдуалиев. – Благодаря этому руководителям станет гораздо проще принимать их решения».

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Ержан Есимханов — о январских событиях, коррупции и неравенстве

Смотреть на Youtube

Кто даёт деньги стартаперам?

Смотреть на Youtube

Израильский архитектор Роман Шнайдерман стал казахстанским фермером

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить