Культ несогласия

4271

Почему нужно поощрять в коллективе умеренный нонконформизм

ФОТО: © Depositphotos.com/JrCasas

Известно, что древние правители отрубали голову гонцу, принесшему плохую весть. Нравы с тех пор смягчились, но некоторые руководители по-прежнему предпочитают сладкую ложь. Недавний опрос, проведенный изданием MIT Sloan Management Review среди 6000 сотрудников всемирно известной корпорации, показал: 17,5% из них боятся огорчить свое начальство. Между тем это неправильно не только с точки зрения справедливых и равноправных взаимоотношений в коллективе. Избегание правды и чинопочитание чревато долгосрочными проблемами для бизнеса. Прогресс возможен только в обстановке свободного обмена мнениями и идеями – об этом говорят многолетние исследования.

По мнению экспертов The Boston Consulting Group (BCG), в большинстве компаний царит относительный плюрализм: в бизнесе все же не принято активно бороться с альтернативными мнениями. В то же время компании, которые поощряют открытый диалог, можно перечесть по пальцам. Привычка утаивать или при­украшивать истину ведет к тому, что топ-менеджеры принимают ошибочные решения. В конечном же счете страдают все.

Прислушаться и удержать

Неумение прислушиваться к мнению сотрудников порой дорого обходится руководителям. В 1921 году основателю корпорации Ford Motor Генри Форду представили планы по дальнейшему развитию модельного ряда. Автором замысла был Уильям Кнудсен, один из ведущих инженеров автоконцерна. Известный своей авторитарностью Форд даже не взглянул на чертежи Кнудсена, посчитав затею бессмысленной. И зря: обиженный инженер вскоре ушел в Chevrolet, где получил возможность реализовать свои идеи сполна. Всего за пять лет Кнудсен сократил разрыв в продажах между Ford и Chevrolet c 13:1 до 2:1.

Случай Кнудсена, хоть и произошел 100 лет назад, отлично иллюстрирует одно правило: чем меньше к сотрудникам прислушиваются, тем чаще они подумывают о смене работы. Отталкивая тех, кто мыслит иначе, топ-менеджеры рискуют остаться наедине с посредственностью. Деспотизм опасен еще и тем, что порождает в сотрудниках страх брать на себя ответственность. В худшем случае это приводит к волоките и круговой поруке: никто ни за что не отвечает, решения принимаются годами, а сотрудники заняты тем, что ищут крайнего. О продуктивности в таких компаниях, само собой, говорить не приходится.

Свобода от диктата

Очевидно, что конструктивное несогласие – двигатель прогресса в бизнесе. Однако подтолкнуть сотрудников к выражению собственного мнения не так-то просто. Аналитики BCG уверены: топ-менеджеры должны культивировать умеренный нонконформизм в своих подчиненных. Если предпринять правильные шаги в этом направлении, можно создать в коллективе подлинно творческую атмосферу.

Что же делать руководителям, чтобы вывести сотрудников на откровенность в том, что касается работы? В BCG считают, что необходимо начать с личных убеждений. Топ-менеджер должен верить фактам и только фактам. В некоторых компаниях это давно поняли. «Уважение к фактам» – один из основополагающих принципов корпорации Michelin. В декларации о ценностях Michelin по этому поводу сказано следующее: «Мы используем факты, чтобы учиться новому и испытывать наши убеждения на прочность». В другой компании, инвестиционной фирме Bridgewater, привержены «радикальному свободомыслию» и «искусству несогласия». На сайте Bridgewater говорится: «Конкурентное преимущество Bridgewater – в новаторской культуре труда, которая опирается на правдивое и прозрачное взаимодействие, помогающее брать верх лучшим идеям».

Если вы хотите создать в коллективе подобный климат, вам следует делать упор на правдоискательство и поощрять диспуты в любом начинании. Соглашательство – нелучший спутник в битве за результат. Об этом необходимо помнить, считают в BCG. Чтобы понять, какое место занимает конструктивная критика в вашей корпоративной культуре, попробуйте ответить на следующие вопросы: отражает ли корпоративная миссия важность честности и плюрализма? прислушиваетесь ли вы к разным мнениям при принятии стратегических решений? поощряете ли вы конструктивное несогласие в личных беседах с сотрудниками и выступая публично? как отражается критика со стороны сотрудников на их личных характеристиках?

Слова без дела мало что значат. И если уж вы решили поощрять плюрализм в коллективе, будьте последовательны. Признавайте собственные ошибки и давайте сотрудникам возможность себя переубеждать. Кроме того, важно создать на рабочем месте психологически благоприятную обстановку. Отдавая должное сотрудникам, которые с вами не согласны, вы даете понять: выражать несогласие не только можно, но и нужно. Вам может показаться, что подобный подход к руководству подрывает ваш авторитет, но это не так. Подлинный лидер – не тот, кто руководит железной рукой, а тот, кто вызывает симпатию своей преданностью делу и человечностью.

Возвращайтесь к нам через 4 недели, к публикации готовится материал «Pana: осознанное онлайн-бронирование »

: Если вы обнаружили ошибку или опечатку, выделите фрагмент текста с ошибкой и нажмите CTRL+Enter

Forbes Video

Раимбек Баталов: санкции, переезд российского бизнеса, помощь предпринимателям

Смотреть на Youtube

Казахстанский фастфуд идёт в Россию

Смотреть на Youtube

Марат Баккулов: бизнес, который невозможно отобрать

Смотреть на Youtube

Орфографическая ошибка в тексте:

Отмена Отправить